Медицина

Вождение после четырехчасового сна оказалось не менее опасно, чем вождение в нетрезвом виде

Что хуже: сесть за руль, перед этим выпив стопку водки или проспав меньше пяти часов? Австралийские исследователи утверждают, что риск попасть в аварию будет одинаковым.

Строгие законы, наказывающие водителей, севших за руль в нетрезвом виде, привели к постепенному сокращению числа автокатастроф, вызванных пьяницами на дороге. Однако не только алкоголь может заставить человека внезапно потерять управление, превысить скорость или не заметить помеху: почти пятая часть ДТП происходит по вине усталых водителей.

Чтобы понять, насколько недостаток сна влияет на водительские навыки людей, исследователи из Университета Центрального Квинсленда (Австралия) объединили данные 61 независимого исследования. Они подсчитали, что водители, спавшие четыре-пять часов в течение последних суток, попадали в аварию вдвое чаще тех, кто спал достаточно. Показательно, что настолько же повышала риск ДТП концентрация алкоголя в 0,05 промилле в крови. Если же сон длился еще меньше, риск попасть в аварию мог вырасти в 15 раз.

Таким образом, подчеркивают исследователи, раз уж закон запрещает садиться за руль в нетрезвом виде, аналогичные требования должны предъявляться к невыспавшимся автомобилистам. К сожалению, пока что нет достаточно точного теста, который мог бы оценить степень усталости водителя, остановленного инспектором: ни выдыхаемый воздух, ни состав крови ничего не скажут о том, сколько часов человек спал за последние сутки.

Тем не менее в некоторых местах законы, ограничивающие вождение в невыспавшемся виде, уже приняты: например, в американском штате Нью-Джерси водителям запретили садиться за руль в сонном состоянии, и если во время следствия выяснится, что ставший виновником аварии водитель перед этим долго не спал, ему могут предъявить обвинение в непредумышленном убийстве. Также эффективно могут сработать широкое освещение подобных ДТП в СМИ, общественное просвещение и разработка простых рекомендаций по определению степени усталости водителя.

Как заключают ученые в исследовании, опубликованном в журнале Nature and Science of Sleep, потребуется еще немало работы, чтобы на законодательном уровне признать сонливость фактором риска для водителей. Но начать стоит хотя бы с осознания каждого человека того, что после четырех часов сна за руль лучше не садиться.