Польза киви — плодов тропических растений из рода актинидий — хорошо известна. Это источник витаминов С, B, К, антиоксидантов и пищевых волокон. Прошлые эксперименты показывали, что употребление киви улучшает настроение и заряжает энергией. Теперь по результатам рандомизированного плацебо-контролируемого испытания выяснилось, что положительный эффект может наступить уже через четыре дня.
Плоды киви — чемпионы по содержанию витамина C. Особенно им богат сорт Gold kiwi («золотое», или «желтое», киви), который удовлетворяет дневную потребность в аскорбиновой кислоте на 200%.
Ученые знают, что нехватка витамина С в организме коррелирует с угнетением настроения и когнитивными расстройствами. И наоборот, включение в рацион пищевых добавок или продуктов с аскорбиновой кислотой ассоциируется с улучшением настроения, жизненного тонуса, самочувствия и снижением депрессии. Однако вопрос, как быстро можно добиться такого действия у людей с дефицитом витамина С, изучен в меньшей степени. Восполнить пробел решили новозеландские исследователи.
Для этого профессор Тэмлин Коннер (Tamlin Conner) из Университета Отаго (Новая Зеландия) совместно с коллегами из своего вуза и Оклендского университета организовал эксперимент. В нем участвовали 155 испытуемых от 18 до 35 лет с пониженным уровнем витамина С в плазме крови (менее 40 микромоль на литр).
Добровольцев, из которых 63% составили женщины, разделили на три группы. На протяжении восьми недель участники одной ежедневно получали витамин С — 250 миллиграммов в виде жевательной таблетки, другой — плацебо, а третьей — два киви сорта SunGold kiwi.
Кроме того, с помощью смартфонов участники через день проходили опрос, в котором оценивали свои жизненный тонус, настроение, психологическое благополучие, сон и физическую активность. Также у испытуемых раз в две недели измеряли концентрацию витамина С в плазме.
Лабораторные анализы показали, что прием аскорбиновой кислоты и употребление киви позволили насытить организм витамином С за две недели. При этом испытуемые, в рацион которых включили киви, почувствовали положительное действие на жизненный тонус и настроение всего через четыре дня. Устойчивый ежедневный эффект наступил на 14-16-й день. К этому же времени повысилась оценка психологического благополучия.
В группе, принимавшей аскорбиновую кислоту в таблетках, настроение участников ощутимо улучшилось только с 12-го дня исследования.
С помощью метода iAUC (incremental Area Under Curve) исследователи обнаружили, что киви сильнее улучшили жизненный тонус и настроение испытуемых в сравнении с плацебо, чем прием таблеток с аскорбиновой кислотой. Правда, после поправок на ковариаты этот эффект не сохранился.
Добавим, что участники эксперимента получили денежное вознаграждение, а одним из его спонсоров была компания Zespri International Ltd. — крупнейший в мире поставщик киви.
Комментарии
Наверное денежное вознаграждение то же улучшило настроение.
Александр, вознаграждение учёным. Юлия видимо видимо считает, что если перевела научную статью, то это истина в последней инстанции. К сожалению, это рекламная статья, проспонсированная фирмой Zespri International Limited, которая по данным Википедии является:Zespri International Limited is the world's largest marketer of kiwifruit, selling in over 50 countries. О том что эта фирма спонсор исследования написано в разделе Funding.
На самом деле мы часто читаем такие рекламные статьи на научно - популярных сайтах. Например статьи проплаченные производителями яиц, молока, авокадо и арбузов. В них авторы этих "научных" статей делают некорректные дизайн и неправильные сравнения, изначально берут неправильные группы сравнения и тд и тп. Иногда в разделе Funding напрямую указаны компании и асоциации производеттей, являющихся спонсорами. Иногда исследования спонсируется через фонды и тогда заказной характер работы определить сложнее. Но есть много разных статей о пользе различных продуктов, в том числе о том что фаст фуд вообще не вреден или том что Кока-Кола полезна.
Информация о спонсорстве Zespri International Ltd. в переводе была указана изначально - в заключительном абзаце.
Юлия, то есть конфликта интересов в статье никакого нет?!
Иван, и что теперь витамины в киви куда-то делись или стали неправильными от того что фруктовая компания заказала исследование о пользе фруктов?
Витамины никуда не делись, а то что киви так поднимает настроение вызывает большое сомнение. Киви не вредно конечно, но и не так полезно как описано в статье. А люди это запомнят и при плохом настроении купят киви, а компания получит прибыль. Хотя наверняка использовали кривой дизайн исследования. Всё ради прибыли, это квазинаучная статья - реклама, а не наука.
Юлия, а самое главное, что эти новости подхватывают обычные СМИ - это же ведь учёные доказали, не хухры - мухры.
Иван, Есть высоко рейтинговые журналы, которые принимают статьи проспонсированные источниками которые от этого выгоды не получают, но в такие журналы такую статью не возьмут.