Самой агрессивной из злокачественных опухолей головного мозга считают глиобластому. После постановки такого диагноза люди в среднем живут полтора года, а дольше пяти лет удается прожить только пяти процентам всех пациентов. Тем не менее современная медицина развивается, и появляются новые методы как борьбы с глиобластомой, так и улучшения качества жизни больного. Например, австралийский патологоанатом совместно с коллегой-онкологом разработал план лечения собственной опухоли этого типа на четвертой стадии и находится в ремиссии уже больше восьми месяцев.
Нейрохирург из Барселонского университета в Испании удалил пациенту глиобластому на четвертой стадии, не повредив зоны коры головного мозга, важные для игры в шахматы. Больному на момент операции было 45 лет, он работал программистом и больше половины жизни увлекался шахматами. Пациент переживал, что после хирургического вмешательства не сможет вернуться к хобби, и врач решил провести эксперимент. Описание клинического случая опубликовано в журнале Cortex.
Доктор выявил когнитивные процессы, связанные с игрой в шахматы, на которые может повлиять расположение опухоли: визуальный поиск, применение правил и предвосхищение мата. Чтобы понять, как работает мозг на разных этапах игры, с участием пациента дважды провели поведенческий эксперимент. За неделю до операции и спустя четыре месяца после нее больной под наблюдением нейропсихолога выполнял задания, основанные на игре в шахматы. Они проверяли, например, способности различать черное и белое, понимать расположение фигур относительно друг друга, предсказывать исход партии.
Зоны мозга, которые были задействованы в игре, прокартировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и электрической стимуляции. Удаляли опухоль таким образом, чтобы после операции эти зоны продолжили нормально функционировать.
В итоге после хирургического вмешательства пациенту стало нужно больше времени на некоторые «шахматные» задачи, однако он по-прежнему выполнял их корректно. Способность играть в шахматы у него сохранилась.
Описанный клинический случай позволит разработать новый протокол для последующих операций. По словам автора публикации, это возможность не только успешно удалить злокачественное образование, но и сохранить качество жизни пациента.