Есть давно сложившийся стереотип, будто пьяные люди видят других более привлекательными, чем есть в реальности. Такие ситуации часто обыгрываются в фильмах и книгах. Однако ученые из Питтсбургского университета (США) развеяли этот миф. Зато подтвердили другой.
Термином «пивные очки» (beer goggles) называют явление, при котором употребление алкоголя делает физически непривлекательных людей красивыми. Его ввели американские студенты в 1980-х годах. Однако связь между алкогольным опьянением и физическим влечением глубоко не изучалась.
В более ранних исследованиях участники обычно просто оценивали привлекательность других людей в трезвом или нетрезвом состоянии на основе фотографий. Теперь ученые добавили более реалистичный элемент: возможность встречи с теми, кого участники ранее оценили. Работа опубликована в Journal of Studies on Alcohol and Drugs.
Участников набирали с помощью газетных объявлений, бумажных листовок и сайтов. Помимо соответствия требованиям, каждому потенциальному испытуемому нужно было привести с собой друга, с которым они ранее выпивали и который тоже был бы не против поучаствовать в исследовании. Всего набрали 36 мужчин — 18 пар. Всем было от 21 до 28 лет. Они должны были пить не менее дня в неделю и подтвердить, что могут выпить как минимум три порции напитка за 30 минут.
Для «чистоты эксперимента» на первом этапе мужчины выпили водку с клюквенным соком, чтобы повысить содержание алкоголя в крови до 0,08% (максимально разрешенный показатель для вождения в Британии и некоторых американских штатах). На втором этапе был только безалкогольный напиток. После этого мужчины оценили привлекательность людей, которых они видели на фотографиях и в видеороликах. Затем участников попросили выбрать, с кем из этих людей они больше всего хотели бы пообщаться лично.
Оказалось, алкоголь никак не повлиял на восприятие привлекательности окружающих. Но он делал участников смелее. У выпивших было в 1,71 раза больше шансов выбрать одного из четырех своих самых привлекательных кандидатов для потенциальной встречи в пьяном виде — по сравнению с тем, когда они были трезвыми.
«Прошлые исследования показали, что люди предпочитают взаимодействовать с более привлекательными для них мужчинами и женщинам. Однако необходимость общаться с тем, кто тебе нравится, усиливает волнение, тревогу и в итоге может привести к социальному отчуждению. Желание наладить связи конфликтует со страхом столкнуться с отказом. Это исследование предполагает, что один из аспектов „пивных очков“ — перспектива того, что можно действительно встретиться, флиртовать или, возможно, вступить в интимные отношения. В этом смысле понятие „пивные очки“ начинает перетекать в соседний с ним термин „жидкая храбрость“», — заключили авторы научной работы.
Ранее ученые выяснили, представители каких профессий наиболее подвержены пьянству. По их данным, в группы риска вошли уборщики и менеджеры (риск повышен в 2,81 раза). Далее по списку — рабочие различной специализации из сферы строительства (1,7-2,07), помощники из спортивной отрасли и сферы организации отдыха (2,07), персонал бара (2,06), строители (1,66) и водители погрузчиков (1,56).