Live

Live: первый запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с Восточного (Upd.)

На космодроме Восточный на Дальнем Востоке в Амурской области состоится запуск российской ракеты «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» и испытательной полезной нагрузкой. Старт запланирован на 12:00 по московскому времени.

Первый пуск тяжелой «Ангары-А5» с космодрома Восточный, строительство которого завершилось менее 10 лет назад близ города Циолковский в Амурской области, должен состояться в 12:00 по московскому времени (18:00 — по местному) с площадки 1А. Ранее ракеты семейства «Ангара» запускали только с космодрома Плесецк в Архангельской области.

Трансляция начнется за час до старта. На этот раз «Ангара» будет нести разгонный блок «Орион» от РКК «Энергия» и испытательную полезную нагрузку (иными словами, ее макет). Таким образом, сегодняшний пуск станет началом летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Амур» и летных испытаний «Ориона».

Согласно циклограмме выведения на орбиту, опубликованной на сайте «Роскосмоса», через три минуты и 34 секунды после старта отделится первая ступень «Ангары-А5», вторая — спустя пять минут 25 секунд. Через еще 14 секунд произойдет сброс створок головного обтекателя, а по прошествии 12 минут 26 секунд с момента пуска от третьей ступени ракеты отделится разгонный блок «Орион», который затем продолжит выводить полезную нагрузку на целевую орбиту.

Трансляция запуска / © ютьюб-канал «Роскосмос ТВ»

Трехступенчатая «Ангара-А5» — первая тяжелая ракета-носитель, созданная в России после распада Советского Союза. Разработчиком и производителем выступил Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, заказчиком — Министерство обороны. Сколько денег потратили на ее проект, точно не известно: по разным данным, сумма превышает 110 миллиардов рублей, а то и все 160 миллиардов.

Стартовая масса без головной части составляет 761 тонну, высота без нее же — 32,8 метра (с головной частью — 55,23 метра). В качестве горючего используют керосин, а окислителя — жидкий кислород, то есть экологически чистые компоненты.

Характеристики ракеты «Ангара-А5» (слева) и разгонного блока «Орион» (справа) / © «Роскосмос»

Первый запуск тяжелой ракеты состоялся в декабре 2014 года, последний, третий по счету, — спустя семь лет, в конце 2021-го (во время всех испытаний полезная нагрузка была представлена макетом).

Тогда «Роскосмос» утверждал, что тесты «Ангары-А5» завершатся в 2022 году, а с 2023-го начнется серийное производство. Достаточно необычно, что в сегодняшнем запуске вновь используют имитатор полезной нагрузки, ведь предыдущие три раза сам носитель отработал штатно (правда, в одном из случаев подвел разгонный блок «Персей»).

В будущем с помощью ракет семейства «Ангара», куда входят как тяжелые, так и легкие носители, собираются выводить автоматические аппараты на околоземную орбиту, модули разрабатываемой Российской орбитальной станции и пилотируемый транспортный корабль нового поколения с экипажем.

Upd. Первый запуск российской тяжелой ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный отменили за минуту до старта. Причину пока не назвали.

Upd-2. Как следует из трансляции «Роскосмоса», пуск перенесли как минимум на сутки.

Upd-3. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов сообщил, что автоматика остановила процесс подготовки к пуску «Ангары-А5». Причина — сбой системы наддува бака окислителя центрального блока. Новую попытку запуска назначили на 10 апреля, в 12:00 по Москве.

Upd-4. Запуск «Ангары-А5» с космодрома Восточный снова отменили. Объявлена стоянка на 24 часа.

Upd-5. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов уточнил, что вторую попытку старта отменили из-за сбоя в системе контроля запуска двигателя. Он также назвал перенос «рядовым явлением». Новая дата пуска — 11 апреля.

Upd-6. Госкомиссия разрешила провести третью попытку запуска ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный 11 апреля. Старт запланирован на 12:00 по московскому времени. 

Upd-7. Тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» впервые стартовала с космодрома Восточный.

Upd-8. Разгонный блок «Орион» с макетом полезной нагрузки успешно отделился от третьей ступени ракеты «Ангара-А5». Он выведен на орбиту. Трансляция «Роскосмоса» завершилась.

Комментарии

  • А какую массу полезного груза она поднимает?

      • Илья, у Ангары-А5, в ее текущем виде, предел ПН -- 24 тонны. 37,5 -- это предполагаемые возможности будущих модификаций. Их пока и близко нет.

  • Статья от 2018 года. Читаем: "Семейство ракет-носителей «Ангара» разрабатывалось 20 лет. Однако сейчас самая мощная из них «Ангара А5» так и не нашла применения. Государству в ближайшее время предстоит решить, нужен ли столь многострадальный проект России. К сожалению, в коммерческом плане «Ангара А5» не выглядит конкурентом американской рабочей лошадке Falcon 9, даже если не брать в расчет возможность возвращения и повторного использования первой ступени американской ракеты." https://www.forbes.ru/tehnologii/361545-zvezdnye-voyny-mozhet-li-raketa-nositel-angara-stat-konkurentom-falcon-9

  • Опять села батарейка крона и "березовые палки" не загорелись?

    • Лана, "березинские" палки используются только в Союзах. Не самая кстати плохая система зажигания. Хотя бы потому что простая и дешевая.
      https://habr.com/ru/articles/392575/

  • Отлично, поздравляем Роскосмос с успешным стартом!

    • Комментарий удален пользователем или модератором...

      • Виктор, по части полезности именно Ангары есть разные мнения. Но да, тяжелый носитель нужен и хорошо что полет прошел удачно. По идее испытания должны скоро закончиться, всего запланировано пять испытательных пусков (раньше хотели десять, но сократили по вполне понятным причинам)

  • Комментарий удален пользователем или модератором...

    • Илья, никакого королёвского корабля на атомных бомбах Королев никогда не проектировал, а для полета на Луну такой корабль и вовсе контпродуктивен, т.к. его минимальная масса на орбите сотни тонн, а минимальная разумная масса лунного корабля, выводимого на ЖРД -- всего лишь 120 тонн. Т.е. взрыволет поднял бы цены полета на Луну в разы.

      • Александр, извините, перепутал. Проэкт США был . Годов 60-х.
        Насчет дороговизны - это вопрос эксплуатации.
        Z.B. Для Марса готовится Старшип- вместе с испытаниями и неудачными пусками его стоимость равна выводу и сборке взрыволета на 800 тонн полезной нагрузки. А для сносного существования колонии на том же Марсе требуется хотя бы ртутный реактор на 500 квт - 1,5 мВт. Минимальный вес которого начинается от 70 тонн и доходит до 200 тонн в полной комплектации плюс переферия на те же 200 тонн. Плюс " кожаные" для обслуживания и монтажа , плюс на покушать и полечиться и т. д. Итого на один пуск для ПОДГОТОВКИ удачной миссии нужно либо 4 недоведенных до ума Старшипа ,либо " Орион" и кое что из лаборатории тов. Иевлева.
        За неточности извините , мой профиль - паровая техника ,а про "'Орион " я читал в свое время в то ли "Юном технике" , то ли в " Популярной механике".