Анализ останков плохо сохранившейся Северной линии — одного из древних ответвлений Великой Китайской стены — показал, что она была построена для выполнения не оборонительных, а таможенных функций.
То, что мы называем Великой Китайской стеной, не является единым памятником. Стена длиной около 9000 километров (а со всеми ответвлениями — и более 20 тысяч километров) состоит из отдельных участков, которые сооружались и объединялись на протяжении почти 2000 лет. Самые продолжительные ее участки возводились при династии Мин в попытке защититься от монгольских набегов. Широкие каменные пролеты хорошо сохранились и сегодня стали самыми знаменитыми и любимыми у туристов.
Однако самые древние датируются еще III веком до нашей эры и представляли собой невысокие глинобитные конструкции, которыми пытались отгородиться друг от друга воюющие царства еще не объединенного Китая. Самая северная из таких ранних стен протянулась через весь северо-восток нынешних КНР и Монголии, заходя на территорию современной России. В отличие от более южных, она не разделяет области кочевых и оседлых народов, степи от пашен или одно государство от другого. До сих пор трудно сказать, для чего именно была возведена эта почти 750-километровая стена.
В журнале Antiquity готовится к публикации новая статья израильского археолога Гидеона Шелах–Леви (Gideon Shelach-Lavi) и его коллег из Монголии и США, которые исследовали Северную линию с помощью спутников и беспилотников. Снимки позволили картировать участки древней стены и остатки связанных с ней сооружений в монгольской провинции (аймаке) Дорнод. Изучив полученные снимки, ученые заключили, что наиболее сохранившиеся фрагменты глинобитной Северной линии имеют около метра в высоту и десяти — в ширину.
По расчетам авторов, в прошлом высота ее могла достигать и двух метров, причем по северной стороне шел неглубокий ров, откуда, по-видимому, извлекался материал для строительства. Трудно представить, чтобы такое скромное препятствие могло остановить свирепых варваров с севера, хотя именно с этим связывает его местная традиция, называя руины «Стеной Чингисхана». К тому же радиоуглеродный анализ позволил датировать строительство Северной линии периодом между 1000 и 1100 годами, веком раньше походов жестокого завоевателя.
Ученые обратили внимание на положение стены — на равнине между горными грядами — и на расположение остатков связанных с ней сооружений. По их словам, они находятся в местах, наиболее удобных для перехода, позволяя эффективно контролировать движения кочевников, стад животных и торговых караванов. Все это может свидетельствовать о том, что предназначением Северной линии — а возможно, и некоторых других участков Великой Китайской стены — было сдерживание перемещений людей и скота для контроля за миграциями и сбора пошлин.