Site icon Naked Science

В Междуречье бронзового века выращивали просо

Просо обыкновенное. Именно его следы нашли в Месопотамии / ©wikipedia.org

Сельское хозяйство ученые называют основным видом экономической деятельности в Древней Месопотамии. Но вот способы его ведения сильно отличались от типичных для других районов раннего земледелия. Летом там, даже в чуть более увлажненной Северной Месопотамии, было настолько сухо, что типичные злаки росли плохо, культуры, выращиваемые в более влажные месяцы, не всегда обеспечивали население продовольствием в достаточном количестве. Поэтому долгое время считалось, что до появления масштабных ирригационных проектов середины первого тысячелетия до нашей эры чисто «летние» культуры там практически не выращивали.

Группа исследователей из Ратгерского университета (США) опубликовала в журнале Scientific Reports работу, которая сильно меняет картину. Они обнаружили самые ранние доказательства выращивания проса (Panicum miliaceum) в Месопотамии (на территории современного Ирака).

Хани-Маси. Этот регион довольно засушлив и в наши дни / ©Elise Jakoby Laugier

Ученые проанализировали микроскопические остатки растений (фитолиты) из Хани-Маси. Этот археологический памятник позднего бронзового века находится на севере Ирака, его раскопанные участки датируют периодом с 1415 года до нашей эры до 1290-го до нашей эры. Датировка основана на исследованиях керамики и захоронений.

Есть некоторые письменные свидетельства, на основе которых ряд ученых делали вывод о том, что земледелием в засушливых районах Месопотамии занимались еще в III тысячелетии до нашей эры. Но археологические находки этого не подтверждали: все говорило о том, что местные жители были скотоводами. Первые ирригационные сооружения появляются там только в I тысячелетии, тогда же, считали историки, местные жители начали активно возделывать землю.

Фитолиты под микроскопом / ©Elise Jakoby Laugier et al.

Находка следов проса в Хани-Маси все меняет. Во-первых, просо одомашнили в Восточной Азии (как считается, в Китае). И его находка в Западной Азии говорит о довольно прочных связях между частями континента: сельскохозяйственные практики передают, как правило, при более развитых торговых отношениях, чем обычную керамику. Раннее в Джунгарии (запад современной КНР) находили следы возделывания проса, которое в местных условиях могло идти на корм скоту в зимние месяцы. Теперь получается, что движение проса на запад не ограничилось современным Западным Китаем, а дошло до Междуречья. Согласитесь, очень ранний пример глобализации в продовольственном вопросе.

Во-вторых, это меняет наше понимание истории Месопотамии. Считается, что сельскохозяйственное производство было основой для поддержки и обеспечения месопотамских городов, государств и империй. Новые данные ученых о том, что сельскохозяйственные культуры выращивали в летние месяцы в Северной Месопотамии, означают: предыдущие исследования, вероятно, недооценили возможности и устойчивость древних сельскохозяйственных обществ с продовольственной системой в полузасушливых экосистемах.

Любопытно еще вот что. Ирригация в Месопотамии, в любой из ее империй, всегда была государственным проектом: строили все на средства из казны, за сохранностью сооружений следили специально назначенные люди (часто — жрецы храмов). Новое исследование показывает, что в прошлом сельскохозяйственные инновации были местной инициативой, принятой как часть местных стратегий диверсификации задолго до их использования в «госпланах» интенсификации сельского хозяйства.

Добавим еще, что Хани-Маси существовал во времена, когда Вавилонской империей правили касситы — представители древних племен, пришедших из Западного Ирана и завоевавших Вавилон. В горах Загроса, откуда пришли касситы, земледелие существовало, но это все, что мы о нем знаем. Возможно, будущие исследования смогут прояснить и то, не было ли просо принесено в регион вместе с касситским завоеванием.

Exit mobile version