В конце года грузовое судно Yara Birkeland отправится в рейс в безэкипажном режиме. Передвижение будут отслеживать центры управления данными.
Норвежцы разработали контейнеровоз Yara Birkeland, который они называют первым в мире автономным грузовым судном с нулевым уровнем выбросов. Если все пойдет по плану, в конце года корабль совершит путешествие между двумя норвежскими населенными пунктами. Движение будут контролировать три береговых центра управления данными.
Соглашение о создании судна компании Yara International и Kongsberg Maritime заключили в 2017 году. Первая представляет собой один из крупнейших в мире поставщиков минеральных удобрений. В свою очередь, Kongsberg Maritime — норвежское предприятие в составе Kongsberg Gruppen. Эта корпорация работает в области оборонных, аэрокосмических, морских и наземных систем управления, а также производит оборудование для авиационной и космической техники, нефтегазовых предприятий и в интересах других сфер.
Полностью электрическое судно может перевозить 103 контейнера. Максимальная скорость — 13 узлов (24 километра в час). Судно имеет длину 80 метров, ширина составляет 15 метров. Оно получило батарею емкостью семь мегаватт-час.
По словам создателей, их проект отличают не только высокие показатели экологичности, но и отличная экономичность, что обусловлено отсутствием экипажа и трат, необходимых для его подготовки и обеспечения.
Первоначально для загрузки и разгрузки судна потребуются люди, но в будущем все операции по погрузке, разгрузке, а также швартовке хотят выполнять автономно. Предполагается, что для этого разработают автономные краны и специальные транспортные средства, которые будут загружать контейнеры на суда такого типа.
Реализовать все это на практике сейчас довольно тяжело. Профессор Руди Негенборн из Делфтского технического университета (Нидерланды) говорит, что движение в крупных международных портах (в отличие от тех, где будет работать Yara Birkeland) может стать серьезным препятствием на пути автономного судна.
Но эти проблемы нельзя назвать неразрешимыми. На каком-то этапе беспилотные корабли смогут взаимодействовать друг с другом, обмениваясь информацией и прокладывая безопасные маршруты.
Отметим, беспилотные технологии все чаще находят применение в военном судостроении. В этом году американские ВМС получили беспилотный корабль Seahawk — «побратима» знаменитого Sea Hunter. А в 2019-м КНР начала испытания беспилотного катера JARI-USV.