Космонавтика

В США испытали твердотопливный двигатель GEM 63XL для новой потенциально многоразовой ракеты

Американцы провели огневые испытания ускорителя GEM 63XL, предназначенного для перспективной ракеты-носителя Vulcan от United Launch Alliance.

Корпорация Northrop Grumman 13 августа завершила первые квалификационные испытания нового ракетного ускорителя, разработанного для перспективной ракеты Vulcan. Статические огневые тесты графито-эпоксидного двигателя диаметром 63 дюйма, известного как GEM 63XL, провели на предприятии Northrop Grumman в Промонтори, штат Юта.

Во время испытаний двигатель работал примерно 90 секунд. В рамках тестов проверили внутреннюю изоляцию двигателя, качественный состав топлива, баллистические характеристики и состояние сопла.

Многие примененные технические решения ранее прошли проверку на ускорителе GEM 63. Последний имеет длину 66 футов (20 метров), в то время как длина GEM 63XL — 72 фута (21 метр). Двигатели GEM 63XL будут использовать для ракеты Vulcan Centaur начиная с 2021 года.

Delta IV c двумя GEM-60 / ©wikipedia

Ускорители типа GEM были разработаны в начале 1980-х. GEM 40 использовался на ракете-носителе Delta 2. GEM 46 применяли на Delta 2 Heavy, а GEM 60 задействовали для запусков Delta 4, прежде чем вывести из эксплуатации в 2019 году. По расчетам, GEM 63XL будет иметь на 15–20% большую тягу, чем GEM 63.

Твердотопливные ускорители типа Solid Rocket Booster (SRB) ранее применяли для запусков космических кораблей Space Shuttle. Пара Solid Rocket Booster обеспечивала 83% стартовой тяги аппарата. На сегодня SRB — крупнейший и самый мощный твердотопливный ракетный двигатель из когда-либо выполнявших полеты.

Vulcan представляет собой двухступенчатый носитель большой грузоподъемности, разрабатываемый с 2014 года United Launch Alliance — совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin.

Смоделированная развертка ракеты-носителя Vulcan / ©ULA

Перспективная ракета должна будет заменить носитель Atlas V, использующий на первой ступени российский двигатель РД-180. Одним из важнейших отличий Vulcan от старой ракеты станет потенциальная возможность многоразового использования двигателей первой ступени.

Последняя должна получить два метановых двигателя BE-4. Предполагается, что после запуска они смогут отделяться от ракеты и раскрывать парашюты. Затем двигатели должны ловить в воздухе при помощи вертолета и возвращать обратно на землю. Перспективы описанной схемы пока не известны.

Напомним, первый BE-4 компания-разработчик Blue Origin поставила ULA летом этого года. Свой собственный условный аналог метанового двигателя Blue Origin может появиться и у России.