Космонавтика

В России впервые разработали ракетный двигатель полностью в цифровом виде

Российские специалисты впервые спроектировали ракетный двигатель без применения бумажных чертежей. В будущем его намерены использовать на новой ракете «Иртыш», известной также как «Союз-5».

По словам главного конструктора НПО «Энергомаш» Петра Левочкина, российские инженеры впервые разработали ракетный двигатель полностью в цифровом виде, без использования бумажных чертежей. «Мы сделали двигатель РД-171МВ для ракеты “Союз-5” полностью в цифровой документации. Более того, согласовали с заказчиком работ, что эта 3D-документация будет являться подлинником конструкторской документации», — отметил специалист.

Жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ представляет собой развитие РД-171М, который, в свою очередь, является вариантом советского РД-170. Новый двигатель считают мощнейшим в мире жидкостным ракетным двигателем: за свои характеристики он получил условное обозначение «царь-двигатель».

В качестве топлива двигатель использует керосин, в качестве окислителя — жидкий кислород. РД-171МВ имеет четыре камеры сгорания.

Предполагается, что новое изделие найдет применение на перспективной ракете-носителе «Союз-5», которую создают в качестве замены для «Зенита», производимого на территории Украины.

«Союз-5» / ©Роскосмос

Кроме того, ранее РД-171МВ могут применить на сверхтяжелой «лунной» ракете-носителе «Енисей». Отметим, впрочем, что сейчас ее перспективы весьма туманны. Известно, что Россия может отказаться от ракеты в пользу «Ангары»: по крайне мере, на раннем этапе освоения спутника нашей планеты. Ранее отечественные ученые раскритиковали проект «Енисей» за недостаточную проработанность концепции.

Сложности с «Енисеем» не должны сказаться на разработке нового двигателя: на сегодня РД-171МВ уже прошел ряд тестов. Первые огневые испытания двигателя провели в декабре. Все его системы отработали нормально.

Стоит сказать, что сейчас на Западе и в Китае активно разрабатывают принципиально новые — метановые — ракетные двигатели. Предполагается, что по сумме качеств, включая экономичность использования, они превзойдут керосиновые образцы.

Напомним, в прошлом году американская компания Blue Origin поставила United Launch Alliance первый метановый ракетный двигатель BE-4. Его хотят использовать для перспективной ракеты-носителя Vulcan: она должна появиться в обозримом будущем и сменить использующую российский двигатель РД-180 ракету Atlas V. Помимо этого, метановый двигатель (знаменитый Raptor) активно разрабатывает компания SpaceX.

Комментарии

  • Спасибо! Побольше бы таких статей, а не о короновирусе, второй мировой войне и оружии. Наука всё-таки охватывает немного больше, чем эти три ваших излюбленных тем

    • Уже и на 4pda с недельным опозданием запостили "Исследователи Принстонского университета в США объявили о разработке нового плазменного двигателя"
      Здесь похоже про этот действительно прорыв ничего не скажут, важнее борьба за небо Европы

      • В этой истории с "новым плазменным двигателем" русскоязычный сегмент интернета отработал, как в том анекдоте -- не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл.
        Двигатель пока никто даже разрабатывать не начал, предложили теоретическое обоснование нового типа двигателей. И его некорректно называть плазменным пока что, ибо плазменными называются нынче ЭРД.

  • Лишь бы с этим «царь-двигателем» не вышло так же, как и с царь-пушкой, царь-колоколом и царь-танком.

  • Полностью в цифровом виде - наск-ко я знаю, это все еще весьма спорно.

    В строительстве давно уже гуляет похожая идея - BIM (цифровая модель здания). Широкого применения не нашла эта в целом перспективная идея, по разным причинам, могу раскрыть.

    Без бумажных чертежей, без твердой копии, пока не обойтись.

  • Илья, пара замечаний, если позволите.
    "В качестве топлива двигатель использует керосин, в качестве окислителя — жидкий кислород." - в качестве горючего, Илья. Го-рю-че-го.)) Топливом являются оба компонента, образующего топливную пару. Вещество, атомы которого отдают электроны в процессе горения (в окислительно-восстановительной реакции), является горючим. Принимающее электроны - окислителем. Топливом являются они оба в совокупности.

    "сейчас на Западе и в Китае активно разрабатывают принципиально новые — метановые — ракетные двигатели.". В чем принципиальная новизна, Илья? Честно, не понимаю, что принципиально нового у пары метан-кислород, например, в сравнении с такой же криогенной парой водород-кислород, на которой летают давным-давно и успешно. Вот интрига, что в метановых ракетных двигателях именно принципиально нового. Те же магистрали криогенных компонентов, те же турбонасосные агрегаты, те же газификаторы, камера сгорания, и сопло Лаваля точно такое же, как и у других двигателей. Принципиальное отличие - в чём именно? Горит принципиально по-другому? Газодинамика принципиально другая? Обороты насосов принципиально иные? Удельный импульс в разы больше? Или что там в этом метане принципиального? Подскажете?

    "Помимо этого, метановый двигатель (знаменитый Raptor) активно разрабатывает компания SpaceX." - она на нём уже летает, прототипы гоняет. Нарабатывает отказы. В отличие от всех других, чьи двигатели ещё никогда не летали.

  • Подсказка Рогозину:
    Теперь этот цифровой двигатель нужно монтировать в цифровую ракету.
    После этого цифровую ракету можно запустить на цифровую Луну.
    После цифрового прилунения цифровые космонавты смогут построить на цифровой Луне цифровые поселения.
    На разнице между цифровой лунной программой и реальной можно распилить дикое реальное бабло.
    Цифровая Вселенная ждёт своих героев.