Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.
Одной из самых интригующих «космических» новостей минувшей недели стал запуск Китаем потенциально многоразового космического аппарата. Старт провели в пятницу при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2F». Уведомление о закрытии воздушного пространства, выпущенное днем ранее, стало единственным ключом к определению сроков и характера миссии.
Сейчас она, насколько можно судить, успешно завершена. Согласно краткому государственному пресс-релизу, посадка прошла в воскресенье в соответствии с графиком.
Ни изображения, ни детали «экспериментального космического корабля многоразового использования» предоставлены не были. «Успешный полет ознаменовал важный прорыв страны в исследованиях космических аппаратов многократного использования и, как ожидается, обеспечит удобный и недорогой транспорт для мирного использования космоса», — пишет Синьхуа.
Сейчас ситуация стала еще запутаннее. Как сообщает SpaceNews, аппарат выпустил неизвестный объект, прежде чем спуститься с низкой околоземной орбиты. Сеть космического наблюдения США каталогизировала новый объект, получивший обозначение NORAD ID 46395 (2020-063G COSPAR ID), присвоив его запуску Long March 2F. Экспериментальный космический корабль вышел на орбиту 331 на 347 километров с наклонением 50,2 градуса: новый объект находится на орбите 332 на 348 километров с аналогичным наклонением.
Аналитики предполагают, что объект был выпущен за два оборота вокруг Земли до того, как экспериментальный космический корабль сошел с орбиты. Никаких подробностей о природе объекта ни Китай, ни США не сообщают.
Пролить свет на ситуацию могут более ранние фотографии крылатого космического аппарата «Шэньлун», подвешенного под фюзеляжем самолета-носителя H-6, представляющего собой китайскую версию советского многоцелевого самолета Ту-16. Пока что, впрочем, подтверждения связи между ним и недавним запуском «Чанчжэн-2F» нет.
Напомним также, что сейчас Китай активно разрабатывает пилотируемый космический корабль нового поколения. Его первый запуск произвели 5 мая. Первый летный тест космического корабля стал по совместительству первым успешным стартом ракеты Long March-5B — варианта Long March 5, предназначенного для вывода на орбиту тяжелых грузов. Предполагается, что новый корабль будут использовать для снабжения перспективной китайской орбитальной станции.
Комментарии
Хм, китайский многоразовый КК концептуально очень похож на американский Boeing X-37.
И вот я думаю почему же Маск не воспользовался этой концепцией вместо спускающегося на парашюте Crew Dragon, тем более что его Фалькон кажется ещё в 17м году выводил X-37 на орбиту.
Вот тогда бы он имел бы истинно многоразовую первую ступень и спускаемый по самолётному КК, что было бы гораздо выгоднее непредсказуемого спуска на парашютах или затратного баллистического спуска на реактивном джете.
*
А отделиться в космосе от китайского КК мог конечно же спутник, что ж ещё?
На что он похож совершенно неизвестно все фото и рисунки не более чем фантазии и фотошопство. Но конечно спускаемый по самолетному сложнее и дороже парашютного, что доказала еще программа спейс-шаттл. То есть "гораздо выгоднее" очень сомнительный тезис. Вот Маск и не воспользовался.
У челноков был ресурс под 100 запусков, а был он дороже потому что был ракетопланом и у него стояли тяговые двигатели, которые сперва подымали его в космос, а потом их надо было тащить назад. Тогда как сама-то концепция была очень даже приемлемой поэтому ею и воспользовались инженеры Боинга которые отбросили тяговые двигатели и оставили очень хорошо себя зарекомендовавший планер.
Причём если X-37 выводит в космос одноразовая и очень дорогая Дельта, то Маск использует свой недорогой и многоразовый Фалькон, у которого вместо последней ступени мог бы находиться крылатый КК по образу и подобию X-37.
Так что садящийся по самолётному челнок это у американцев очень хорошо отработанная конструкция, тогда как у парашютной посадки куча недостатков, она ведь неуправляемая, большие перегрузки, сильная качка. Потом надо извлекать капсулу из моря, что неудобно потому что море это стихия, а так спокойно бы сел себя на один из военных аэродромов разбросанных через всю Америку от западного побережья до восточного.
Посадка на тряпках это для недоразвитых, типа России с её примитивными ракетными технологиями 60х годов 20го века, а для высокоразвитой частной компании из Америки, использующей свою многоразовую технологию, лучше бы подошел бы космический планер...
СпейсХ сравнительно небольшая компания, а разработка космического самолёта совсем не простое дело. Это больше вопрос к Локхиду, почему они, имея колоссальный опыт и в ракетостроении, и в самолетостроении, отказались от самооетной схемы при разработке своего космического аппарата. Возможно потому и отказались, что имеют такой опыт.
Маск отличный организатор производства, и он опирается на промышленную и технологическую мощь космической державы #1 на планете. Поэтому он создал свою SpaceX из лучших инженеров, которым по плечу осуществлять сложнейшие проекты, как например вот это:
https://www.spacex.com/vehicles/starship/
А теперешние их технологии это только промежуточный и переходной этап...