Космонавтика

«Роскосмос» заказал двигатели для новой многоразовой ракеты

Институт космического ведомства ЦНИИмаш заказал турбореактивные двигатели для испытаний демонстратора многоразовой ракеты. Ранее стали известны сроки создания прототипа крылатой ступени.

Проект российской многоразовой ракеты-носителя с крылатой ступенью движется вперед. Очередное свидетельство — заказ двигателей для будущих испытаний. Об этом со ссылкой на сайт госзакупок сообщило РИА Новости.

Как говорится в документе, закупка позволит провести летные тесты демонстраторов, что станет частью проекта «Создание комплекса летно-экспериментальных демонстраторов многоразовых возвращаемых крылатых ракетных блоков». Стоимость соглашения — 67 миллионов рублей.

Ранее стало известно, что прототип многоразовой ступени «Крыло-СВ» создадут в конце 2022 года. Аванпроект крылатой ступени был подготовлен и защищен в ФПИ (Фонд перспективных исследований) в 2019-м. Головным предприятием выступил ЭМЗ имени В. М. Мясищева.

Многоразовая крылатая ступень / ©ТАСС

После выхода ракеты на заданную высоту крыло должно раскрыться, а реактивный двигатель — активироваться. Это позволит вернуть первую ступень домой и посадить ее в самолетном режиме. Одна из схем предполагает использование лыж. Для создания двигателя ракеты хотят задействовать 3D-принтер.

Концепция появилась не на пустом месте. В ее основе — аппарат «Байкал», который задумывался как многоразовый ускоритель носителя «Ангара».

Ускоритель «Байкал-Ангара» / ©Роскосмос

Работы над проектом вел Центр имени Хруничева. По состоянию на 2001 год был готов макет, который в том же году показали на аэрокосмической выставке в Ле-Бурже. В итоге программу свернули, хотя сама «Ангара» получила путевку в жизнь. В обозримом будущем ракета «Ангара-А5» сменит знаменитый «Протон-М».

Напомним, недавно военное ведомство показало внешний вид перспективной ракеты сверхлегкого класса, причем сразу в двух вариантах: одноразовом и многоразовом. В последнем случае носитель планируют возвращать с помощью крыльев.

Как отмечалось, одноразовый вариант сможет вывести на низкую околоземную орбиту (200 километров) до 584 килограммов грузов. Многоразовая версия способна вывести около 400 килограммов. Оба варианта хотят запустить в 2024 году.

Специалисты иногда критикуют крылатую ступень, заявляя, что SpaceX при разработке Falcon 9 выбрала более оптимальный подход с точки зрения экономии. Впрочем, в России работают и в этом направлении: проект получил название «Амур-СПГ». Первый запуск ракеты намерены провести в 2026 году.

Комментарии

  • " Намерены"," планируют"," прототип" и т.д. Макет он и показали... Очередной распил. Никому оно не нужно. Только деньги. При совдепии за счёт урапатриотизма ехали. Сейчас только деньги. Украли и разбежались