Космонавтика

В России начали адаптацию двигателя РД-180 к перспективной ракете «Союз-6»

Специалисты НПО «Энергомаш» начали процесс адаптации двигателя РД-180 к ракете «Союз-6» на базе «Союз-5». Оба носителя, напомним, легли в основу перспективной сверхтяжелой ракеты.

О старте активных работ в рамках адаптации РД-180 к носителю «Союз-6» сообщил генеральный директор предприятия «Энергомаш» Игорь Арбузов. По его словам, двигатель будут применять на первой ступени носителя, который в будущем должен сменить устаревающий «Союз-2». Кроме этого, РД-180 планируют устанавливать на центральный блок перспективного сверхтяжелого носителя, который, напомним, рассматривают как инструмент для полета на Луну.

Арбузов отметил, что двигатель снабдят повышенной защитой от возгорания. Помимо этого, он получит новые фильтры и покрытие, современные материалы, модернизированные системы управления и аварийной защиты. Руководитель НПО «Энергомаш» добавил, что двигатель можно будет применять более десяти раз, поэтому в будущем РД-180 намерены использовать в качестве задела для многоразовой ракеты.

РД-180 представляет собой жидкостный ракетный двигатель, имеющий две камеры сгорания и два сопла. Его основа — советский РД-170. РД-180 использует в качестве топлива керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород.

РД-180 / ©Роскосмос

Стоит сказать, что РД-180 активно используется Соединенными Штатами, которые с его помощью проводят запуски ракет семейства Atlas. Так, 20 декабря прошлого года носитель Atlas V с российскими двигателями впервые вывел на орбиту космический корабль CST-100. Тогда из-за недоработок систем аппарата стыковку с Международной космической станцией отменили. Позднее корабль успешно вернулся домой.

В обозримом будущем США хотят отказаться от РД-180 в пользу американских двигателей: для создающейся сейчас ракеты Vulcan планируют применить метановый двигатель BE-4 от компании Blue Origin.

BE-4 / ©Blue Origin

Стоит сказать, что именно метановые ракетные двигатели эксперты считают наиболее перспективными в наше время. Так, 2018 году Арбузов заявил, что они имеют потенциально больше возможностей, нежели керосиновые двигатели.

Россия отстает в этом направлении от США. Впрочем, некоторые шаги в сторону создания метанового ракетного двигателя были сделаны в последние годы. Напомним, в 2018-м сообщалось о старте работ над метановым РД-169. Речь идет о совершенно новой разработке, основанной на технологическом заделе, который начали формировать в начале 2000-х годов.