Космонавтика

NASA построит корабль для сведения МКС с орбиты

В новом бюджете NASA 180 миллионов долларов выделено на проектирование космического буксира, который к 2030 году сможет заменить российские корабли «Прогресс» и безопасно затопить МКС в океане.

На прошлой неделе был обнародован бюджет американского космического агентства на 2024 фискальный год (он начнется в октябре календарного 2023-го). Его общая сумма составила 27,2 миллиарда долларов, на семь процентов больше предыдущей суммы. Из них 180 миллионов NASA направит на разработку проекта космического буксира, который поможет безопасному сведению МКС с орбиты. Об этом руководители агентства рассказали на прошедшей на днях пресс-конференции, посвященной новому бюджету.

Пока завершение работы космической станции запланировано на 2030 год. Для ее сведения могут использовать российские грузовые корабли «Прогресс». Однако в NASA полагают, что дополнительные возможности сделают процесс надежнее и безопаснее. Общая стоимость буксира — чуть менее миллиарда долларов; 180 миллионов выделят лишь на первый конкурсный этап разработки, по итогам которого будут выбраны проект и подрядчик для создания космического аппарата.

По словам главы пилотируемых программ NASA Кэти Людерс (Kathy Lueders), эти вопросы стали особенно актуальными на фоне недавней серии технических проблем, с которыми столкнулись пристыкованные к МКС российские аппараты. Речь, очевидно, об утечках в системах охлаждения пилотируемого «Союза» в декабре 2022 года, а также «Прогресса» — в феврале 2023-го. Кроме того, у партнеров из NASA вызывают опасения некоторые заявления «Роскосмоса» о досрочном выходе из программы МКС ради строительства собственной национальной станции на орбите.

Еще 30 миллионов долларов из бюджета NASA на 2024 год уйдут на поддержку европейской миссии ExoMars. В рамках ее старт марсохода Rosalind Franklin на российской ракете должен был состояться еще в конце 2022 года, однако теперь, когда участие «Роскосмоса» в проекте приостановлено, он «перестраивается» под другие носители и сроки. Запуск должен состояться не позднее 2028-го, но какую именно роль в нем готово взять на себя американское агентство, пока не ясно.

Тем временем основными целями для NASA остается проект возвращения людей на Луну к 2025 году и начало строительства окололунной космической станции. В новом бюджете для программы Artemis запланировано больше восьми миллиардов долларов, а 2,5 миллиарда направят на доработку тяжелых ракет-носителей SLS. Помимо этого, почти миллиард выделят на миссию по доставке на Землю образцов марсианского грунта, которые марсоход Perseverance уже собрал и упаковал в герметичные капсулы.

Комментарии

  • Интересно, по какому сценарию планируется сводить МКС с орбиты. Наверняка он есть, ведь от него зависят проектные ТТХ буксира.

    • по какому сценарию планируется сводить МКС с орбиты

      А нельзя ли с этого места поподробнее? Я полагал, что в нынешних циркумстанциях сведение с орбиты требует только придать сводимому объекту соответствующую ориентацию в пространстве и должный импульс, дабы он вовремя сошёл с орбиты, вписавшись именно в нужный закоулок нашей планеты.

      • Масса станции большая, энергии для схода нужно много. И тут могут быть сценарии. На высоте 400 км МКС теряет высоту 0,7-0,8 км за сутки (лучше уточнить). До 300 км она снизится за 4 месяца. На этой высоте снять экипаж, развернуть в ракурс наибольшей площади поперёк скорости. Торможение вырастет до 1 км в сутки, до высоты 200 км спустится за 3 месяца. Промерить движение, при текущем состоянии атмосферы, и уже на этой высоте давать тормозной импульс, возможно не один, а основной и позже корректирующий. Тогда топлива потребуется меньше, чем при импульсе на 400 км.
        Возможен другой сценарий. Дать тормозной импульс, опускающий перигей до 180 км. На такой высоте торможение атмосферой ощутимое. Поэтому с каждым витком и нырком вниз к перигею и его интенсивному торможению апогей будет понемногу опускаться (этим интенсивным торможением в перигее). И так виток за витком, ложка за ложкой. Перигей тоже слегка понизится (торможением в апогее), но намного медленнее (апогейное торможение послабее). Этот сценарий "порционного перигейного торможения" тоже снижение энергии станции аэродинамическим торможением. Только не круговое равномерное, а эллиптическое с усилением в перигее. Оно будет быстрее кругового. Далее с орбиты 180-170 км торможение с входом в атмосферу над районом. Выбор момента и величины тормозного импульса отдельный расчёт. Это уже прицеливание по территории.

        • Теперь понял. Спасибо за разъяснение.

          • Там много всяких деталей может быть. Снять экипаж на высоте 300 км, чтобы если с покиданием станции вдруг возникнут проблемы, было в запасе три-четыре месяца спуска до 200 км. Надо ли стремиться к максимальному обгоранию - тогда траектория входа должна быть круче. Или раз все равно много остатков упадет в океан, то выгорание не важно. Может, вообще потренироваться да сбить её на снижении Иджисом) но цель нехарактерная, смысла нет. А ракета SM-3 станцию не расколет, боевая часть не фугасная.) и тд. Снижение может идти разными путями.Мне всегда нравилось смотреть на разрушение ступени при входе в атмосферу. Старался к этому моменту выйти и посмотреть. Если ночью, то всегда красивое и красочное зрелище. Днём не так зрелищно. На разрушение целой МКС можно и туры повезти, эксклюзивные. Или смотреть с воздуха с чартерного борта, тоже хорошо будет видно, уже вне зависимости от погоды. Будет море разноцветного огня, наверное очень красиво.