Космонавтика

14 лет, миллиард долларов и опоздание на два года: из-за неготовности скафандров NASA высадка на Луну откладывается

Внутренняя проверка программы «Артемида» выявила ряд серьезных задержек в разработке основных ее компонентов. Вероятнее всего, запланированную на 2024 год высадку американцев на Луну придется отложить из-за неготовности скафандров. Специальные костюмы для внекорабельной деятельности на поверхности естественного спутника Земли создают с 2007 года и они обойдутся бюджету США в миллиард долларов, но все равно не будут готовы в срок.

Офис генерального инспектора (OIG) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) выпустил очередной отчет (ссылка на скачивание PDF-документа) с анализом программы «Артемида». Это организация внутри государственного ведомства, задачи которого сводятся к тотальной проверке деятельности материнской структуры и предотвращению неэффективных или незаконных операций. Выводы отчета неутешительные: найдена очередная причина, по которой ранее обещанные сроки высадки на Луну в XXI веке, скорее всего, придется подвинуть.

Проблема со сложнейшими скафандрами xEMU, в которых астронавтам предстоит работать на лунной поверхности. Их разработка началась еще в 2007 году, в рамках предшествовавшей «Артемиде» программы — «Созвездие» (Constellation). С тех пор на костюмы нового поколения для внекорабельной деятельности (ВКД) потратили 420 с небольшим миллионов долларов. Для завершения работ необходимо еще 652 миллионов, при этом собственные структуры NASA и подрядчики агентства срывают сроки. Хотя изначально в расписание подготовки третьей миссии «Артемиды» (как раз с высадкой) закладывался аж годовой запас по времени на создание xEMU (на случай задержек).

Причин несколько. Во-первых, американское космическое агентство систематически недополучает запрошенные средства от конгресса. Например, в этом году финансирование программы создания лунной орбитальной станции LOP-G урезали на 28%, одна из статей расходов которой — как раз разработка xEMU.

Во-вторых, в 2019 году президент США передвинул срок высадки американцев на Луне с 2028-го на 2024-й, что вынудило NASA радикально ускорить работы. А это, в свою очередь, привело к повышенному давлению на подрядчиков и формированию атмосферы спешки. В качестве примера отчет содержит результаты расследования инцидента, случившегося во время тестирования одного из элементов прототипа xEMU.

Несколько месяцев назад сотрудник «использовал неправильные спецификации системы жизнеобеспечения», что привело к неуточненной поломке. Допустившие ошибку объяснили это «проблемами коммуникации в разросшейся группе специалистов, работающих над проектом», «недостаточной квалификацией новых сотрудников», «постоянными попытками руководства ускорить процесс», а также «отсутствием чертежей на узел и устаревшим оборудованием».

В-третьих, немаловажную роль играет действительно избыточное на первый взгляд «дерево» подрядчиков. Ранее к созданию скафандров для NASA привлекали одну-две фирмы, но над xEMU работают сразу 27 структур. Необходимость координации действий между ними явно не прибавляет скорости всей программе. Еще сильнее усугубляют ситуацию нередко меняющиеся требования. Например, только в прошлом году требования к максимальной массе костюма стали строже на несколько килограммов — с 186,6 лимит снизился до 177,1 килограмма.

Наконец, в-четвертых, не забыл Офис генерального инспектора и об уже набившем оскомину коронавирусе. Пандемия Covid-19, а точнее, связанные с ней ограничения в работе подрядчиков и структур NASA, отсрочила создание xEMU не менее чем на три месяца. В итоге потрачен не только заранее заложенный «зазор» в 12 месяцев — первые два готовых скафандра удастся отгрузить не ранее ноября 2024 года. А их интеграция в космический корабль «Орион», предназначенный для миссии «Артемида-3», продлится не менее чем до апреля 2025-го.

Илон Маск опять показывает NASA, как надо работать, или нет?

Не обошли вниманием контролеры и скандальную программу Human Landing System (HLS), цель которой — создание лунного посадочного аппарата. Этот космический корабль должен доставить астронавтов со станции LOP-G или просто находящегося на орбите вокруг Луны «Ориона» на поверхность естественного спутника Земли. И, конечно, потом вернуть обратно. Напомним, несколько месяцев назад NASA вместо двух компаний выбрало всего одну — SpaceX. Потому что ее предложение единственное вписывалось в урезанный бюджет и, несмотря на свою фантастичность, выглядело самым технически продуманным.

Тем не менее другие участники конкурса HLS потребовали сатисфакции, начали бюрократические разборки и вся программа оказалась заморожена. Счетная комиссия США признала правомерность действий космического агентства, но время прошло. Так что, несмотря на невероятные темпы разработки корабля Starship (специальная версия которого и полетит на Луну), компания Илона Маска тоже может не вписаться в срок до 2024 года. Особенно учитывая одобренное NASA решение изменить расписание проекта по созданию лунного посадочного модуля SpaceX в угоду резко сниженному финансированию (предварительно — как раз на год должны сдвинуться сроки).

С другой стороны, отчет OIG в некоторой степени выглядит чиновничьей попыткой подстелить соломки перед неизбежным столкновением имиджа NASA с суровой реальностью: несколько раз подтвержденные временные рамки выдержать не получится никак. В документе, помимо прочего, вспоминают проблемы с готовностью ракеты SLS. А это уже напоминает полноценную отсылку ко все тому же Starship, буквально промчавшемуся от стадии чертежей на кульмане до летных испытаний за немыслимые для отрасли сроки.

В общем, после истории с HLS и ракетой Vulcan, для которой все никак не получается сделать двигатели, доклад офиса генерального инспектора NASA кажется очередным напоминанием всей аэрокосмической индустрии: по-старому, вразвалочку и на астрономических бюджетах больше играть не получается, «частники» делают все дешевле и быстрее.

Комментарии

  • Если бы вместо Рогозина с Роскосмосом в РФ был миллиардер калибра Илона Маска, то уже давно был бы сделан лунный аналог сладкой марсианской парочки из "Настойчивости" и "Изобретательности", которая уже сейчас в ожидании челнока собирала бы образцы для последующей отправки на Землю...
    И, кстати, а как там дела с "Орланами" для МКС?..

    • Если бы в РФ был миллиардер калибра Илона Маска, то он уже давно бы либо сел, либо его убили бы, как Валерия Пшеничного (его и называли "русский Илон Маск"), либо он сбежал бы из страны, как Павел Дуров.

    • проблема не именно в рогозине.
      Она в том, кто его поставил на этот пост

    • Илон Маск - мошенник и продвинутый пиарщик. 20 лет пилить ракету на технологиях полувековой давности с бюджетом в на два порядка превышающим бюджет Роскосмоса, обещать всё это время, что запуски станут дешевле, чем у кого бы то ни было, собрать под это в приказном порядке всех мало-мальски толковых конструкторов со всей Америки - и всё равно облажаться (человек может бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как взрываются ракеты SpaceX)...
      Нет, таких миллиардеров нам не надо!

      • Старшипы которые взрываются (уже нет) это прототипы которые пилили всего пару лет. Первый прыжок Стархоппер совершил в 2019 году. А Фальконы вовсю летают, запускают спутники сотнями и практически отняли заказы у Роскосмоса. И причина тут всего одна - они действительно дешевле.

      • Его компания лидер в строительстве ракет. Его компания лидер в строительстве электромобилей. Побольше бы таких мошенников в великой стране США

  • Ни чего удивительного, НАСА со своими подрядчиками, давно уже превратились в попилочную компанию. Илону Маску не за чем пилить свои же деньги. Ну да, деньги из бюджета США он тоже получает, но тогда, когда его ракеты уже проходят испытания. А подрядчики НАСА получают деньги за рендеры.

    • Ну, справедливости ради, собственные скафандры для внутрикорабельной активности у него пока тоже не ахти выходят: https://naked-science.ru/article/cosmonautics/vyglyadit-kruto-no-polzovatsya-neudobno-spacex-odela-astronavtov-ne-v-luchshie-skafandry-a-chto-budet-na-marse

      Хотя в целом по НАСА все так и есть, как вы обозначили. Не совсем попилочная там только часть,связанная с АМС. Пилотируемый космос у них там, вне SpaceX -- это пиньята для коррупционеров, и американская пресса так прямо и пишет.

    • Комментарий удален пользователем или модератором...

      • Статья из разряда "кажется", "если бы", "наверное" ни одного стоящего аргумента, как например утверждение, что его неудобно одевать уже разбито.

  • В США хотя бы есть что и кому обсуждать и нет силовых органов и судов, которые за критику шьют дела об оскорблении чувств ветеранов...

  • А где скафандры в которых уже летали на Луну, вроде как нормальные, никто не пострадал!?

    • Комментарий удален пользователем или модератором...

      • Но ведь можно использовать не впрямую, а как образец для создания такого же "успешного" скафандра.

    • Вот вот. Все дети задают подобные вопросы, считая, что уязвили наса в самую пятку. И на луну они не летали, потому что гдеж ракеты то, пропили чтоль?) В сознании этих детей скафандры создавались сотнями тысяч, не иначе как для экспансии а в туманность Андромеды. Бравые космонавты с болометрами наперевес завоёвывают сначала альфу кентавра, а потом и вселенную.

      • Где, млин, корабли викингов, вроде на них же и плавали, и завоёвывали чего-то? Что, так сложно взять и построить снова, да при нынешних то технологиях?

        • Дурная аналогия - корабли викингов нужны только реконструкторам потому что есть куда более совершенные суда. Более совершенных скафандров нет. И тем не менее корабли викингов делают и это даже не очень дорого.https://www.pinterest.ru/pin/389772542741425892/

          • Чтобы воссоздать кораблик викингов, нужны и топорики отлить по тем технологиям, и брёвнышки тесать срубленные в особую пору. А это не воссоздание, а дешёвый реконструкт

          • А тебе мешает? Да парни отнюдь не мазохисты и кораблики клепают не для музеев, а на продажу. Но вот тебе Осенбергская ладья если такой упертый. Обрати внимание на абзац про железные гвозди и заклепки историк ты наш.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%80

          • Железные гвозди были в ходу, кузнечное дело процветало, ведь это не бронзовый век и даже не каменный. Ну так дёшево сейчас будет выковать гвозди хоть на один драккар вручную, а?) у меня брат кузнец, расценки я знаю, сам молоточками помахал, не день и не два. Суть то в чём? Стоит ли заморачиваться на построение того, что уже устарело? Скафандры устарели, не нужно ля ля. В них уже тогда было проблематично двигаться

          • Не нужно. Если есть замена. А вот с этим как раз проблема. И по мне лучше устаревший скафандр чем никакого.

          • Вероятно, дело в том, что этот устаревший скафандр хрена с два соберёшь. Комплектующих к нему уже не делают, производственные цепочки распались. Восстанавливать это всё ради производства одного только скафандра - гиблое дело, мне кажется.

      • А новые сделать по старым чертежам религия не позволяет? Или это уже не круто, да и миллиард распиленный надо как-то оправдывать... Ну с гигантской ракетой понятно - производства закрылись, поставщики сдулись, станки заржавели, технологии утрачены, смазка высохла, резина испарилась... Но скафандр все же не такая крупная штука, чтобы его нельзя было повторить за столько времени и денег. Даже если документацию мыши съели, сами-то скафандры где-то остались. Хоть бы и в музеях.

        • Да, всё верно. Технологические линии разобрали на металлолом, никто не будет содержать в действующем состоянии 20 лет дорогостоящее производство из расчёта а вдруг снова понадобиться 10 скафандров? При том что это было не одно производство, десятки

          • Резину забыли как выпускать? Какие "технологические линии" и у нас и у амеров скафандры это штучное производство. С нашими Орланами кстати проблема отнюдь не в технологиях. Просто их "забыли" заказать и все увязло в согласованиях и разрешениях. Похоже проблема такая же как у пиндосов - новый скафандр все разрабатывается, а возобновлять производство старых вроде бы не с руки.

          • Для штучного производства нужны технологические линии, открою вам глаза. Ни ткань, ни резину нельзя сделать на коленке, даже для одного единственного экщемпляра скафандра. Это общая беда всех людей, даже связанных с производством, они считают что и материалы и инструменты получают из воздуха. А на самом деле всё начинается с геологоразведки

          • И дело ведь не то в чертежах. Чертежи бывают разные, их окончательная форма - тысячи деталей с указанием технологии производства, допусков, чистоты обработки поверхности и тд. Так называемые рабочие чертежи.

          • А после изготовления, испытания каждой детали на пригодность к эксплуатации в конкретных условиях, следует этап сборки. И это, пожалуй, самая сложная часть. Все детали прекрасны, но вот нужно их ещё и собрать в единое целое. И это такой головняк, что не позавидуешь. Если у кого есть опыт сборки из тысячу раз проверенных комплектующих, он поймёт) для сборки делают целые цеха, и отработать сам этап - серьёзнейшая задача

          • Фирмы которые делали лунные скафандры (ILC Dover и David Clark Company) до сих пор существуют, работают в той же области и даже занимаются разработкой новых скафандров для той самой лунной миссии. Но что-то у них пошло не так.

            https://www.ilcdover.com/aerospace/
            https://www.davidclarkcompany.com/aerospace/

          • 14 лет и один миллиард долларов. Даже Капитан Очевидность мог бы признать, что это немного долго и дорого для преодоления технологических трудностей. Дело немного в другом. К новым скафандрам предъявлены повышенные требования по времени пребывания в космосе/на поверхности. Миссии планируются долговременные. И вот в эти требования никак не удается уложиться без увеличения веса конструкции до нечеловеческих пределов.

          • Поэтому изготовление скафандров по сохранившимся чертежам ничем не лучше изготовления с нуля, из новых материалов, по новым технологиям. Ни технологически, ни экономически. Разница только в том, что новые скафандры будут лучше, но это не факт) не факт, что во всём)

          • Китайцам об этом расскажи. Сколько было визгов мол "Китай только копирует ничего сами не могут" Однако у них почему-то получилось делать по старым чертежам и на основе действующих образцов.
            Маск кстати тоже не на пустом месте начинал. Он как раз получил технологии, чертежи и спецов сманил из компании (TRW), которая пыталась с ним судиться и проиграла. Просто одни делают, а другие находят оправдания. Вполне возможно и скафандры тоже отдадут SpaceX.

          • Непонятен пассаж про визги. Америка вложила миллиард в новый скафандр, так? Сколько было вложений в старый, неизвестно. Сколько СССР вложили в скафандр, который скопировали китайцы, тоже неизвестно. Вы что хотели сказать этой фразой, что они сделали что-то своё? Или что они потратили тот же миллиард, чтобы воссаздать старьё?

          • Понимаешь, если бы копирование обходилось так дорого и было бы запредельно сложно, никто бы им никогда не занимался. В реальности все обстоит немного иначе. Разработка новой техники обходится намного дороже копирования. Поэтому военные всех стран просто мечтают заполучить образцы чужой техники. Взять хоть иранские беспилотники https://ru.bellingcat.com/novosti/mena/2018/05/30/iranian-drones-in-syria/

      • Ты с логикой для начала подружись, писака. В чём проблема достать из музея старые скафандры и тупо скопировать и усовершенствовать их? Где документация по двигателям Сатурна? Если тебя устраивают доводы официалов из США, то скорее всего ты начитанный дурак. И да, твои сентенции об Альфе Центавра зайдут только очень умным пубертатникам.

    • В музее. А фирма по шитью лифчиков, их изготовившая, давно обанкротилась.

  • Ну слава богу проблемы только в реквезите, а то я думал со сценарием траблы 👍

    • Попкорн купите. А то люди летают в космос и не знают, что это оказывается всё для вас на студии сняли, вот бедолаги

  • Заголовок крайне не верный. Высадка на луну неизвестно когда, и вовсе не из-за скафандров. Туда и долететь то не на чем, а у вас выходит скафандры всему виной, айяйяй

    • Во всем виноват Бидон. А точнее отставка президента Трампа который очень хотел полететь на Луну в 2024 г. Нынешнему президенту США спешить некуда оттуда и это все. Но это политизированный заголовок, а гусей дразнить совершенно не нужно. Что до "лететь не на чем" то надо посмотреть на полет Старшипа в полной версии. Если все пройдет гладко, то средство доставки практически готово. И даже если возникнут проблемы то разработка прототипов показала что 2-3 года на отладку для Маска более чем достаточный срок.

      • Дык старшип только в одну сторону. Не зря же основная масса вопросов связана с возвращением

        • Теперь вместе удивляемся почему раньше получалось в оба конца, а сейчас только до лунной станции которую еще предстоит построить%) Нет конечно SLS+Orion вроде как сможет повторить полет 50-летней давности, вот только когда эту SLS допилят...

        • На самом деле Super Heavy мощнее SLS во всяком случае его первых вариантов. Вот только StarShip зараза тяжелый. Поэтому понадобится дозаправка на орбите. В принципе ничего невозможного в таком маневре нет. И тогда Старшип сможет доставить на Луну значительно больший вес чем даже Сатурн-V.https://youtu.be/JI0PE2tkdP4?t=380

  • Пепелацы летят на Луну - гуглим, там для упоротых насарогов-могликов расчеты от ведущего специалиста еще советского ЮжМаш, показывающие, что весь этот американский лунный хлам никуда не мог улететь и тем более вернуться.
    Теперь о сегодняшнем дне.
    Старшип - взлет, разворот, посадка и на 15 раз УРА, НЕ ВЗОРВАЛСЯ, УСПЕЛИ ПОТУШИТЬ.
    Все остальное в макетах, чертежах, зачаточной стадии.
    2024 год? Ну-ну.

  • Вечная пиндосовская сказка...они если будут на луне. То только за счёт кого-нибудь....а маск такой же пиарщик(лгун)....он учился у своих предков которые были на луне

  • А почему бы американцам позаимствовать скафандры в которых якобы они уже высаживались на Луну, а,заодно и тот же корабль,ну или, его двигатель. Или опять снимут якобы полет, прилунение и прыжки по поверхности где-нибудь в павильоне Голливуда. Только вот теперь есть спутники и проследить факт действительного, а не мнимого полета к Луне, проследить не сложно. В наса это понимают, но создать такое, чтобы действительно слетать на Луну, не по зубам, лошары мерзкие, лжецы и клоуны.

    • SLS, по большому счету, основан на технологиях времен спейс-шаттл (уж они-то летали). Это кстати было козырем традиционных игроков на конкурсе проектов. Мол такой подход сократит время разработки и сэкономит средства. Реальность оказалась далека от обещаний. И вот тут вопрос - американская наука настолько деградировала, что не может повторить достижения прошлого века или это грандиозный распил который Рогозину и не снился?https://thealphacentauri.net/93119-samyy-bolshoy-raspil-nasa/

  • Ну вообще то Америца с 2004 года отсчитывает старт "возвращения на Луну", итого, уже 17 лет "возвращаются".