Исследование опубликовано в SSRN. Проэкологическое поведение складывается из отдельных поступков, основанных на ощущении ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете. На формирование такого поведения влияют социальные, психологические, политические и информационные факторы.
Для анализа особенностей формирования поведения изучают детерминанты — переменные, которые предопределяют поведение. На сегодняшний день количество работ, объясняющих особенности проэкологического поведения в России, мало. Сотрудники научно-учебной группы «Психология среды» ВШЭ провели исследование, целью которого было восполнить пробел в данных о детерминантах проэкологического поведения россиян.
В онлайн-опросе приняли участие 462 человека, их средний возраст составил 37 лет, из них 56,7 процентов — женщины. Чуть больше половины (56,5 процентов) имели высшее образование. Треть участников (31,2 процента) проживала в Москве, 6,3 — в Санкт-Петербурге, а остальные 62,8 — в других городах России. Только 6,3 процентов из выборки сообщили, что их образование и/или повседневная деятельность связаны с охраной природы или экологией.
Для измерения проэкологического поведения использовалась шкала из 33 пунктов, разработанная для российского культурного контекста. Она включала пять основных групп поведения: управление личными отходами (например, раздельный сбор, сокращение потребления); социальное поведение (подписание петиций в защиту окружающей среды, участие в субботниках); экопокупки (например, местные продукты, продукция с натуральным составом); ресурсосбережение (экономия воды, электроэнергии); действия, связанные с климатом (замена авиаперелетов поездками на поезде, отказ от мяса).
Респондентов просили оценить, как часто они совершают определенные действия по шкале от одного (никогда) до пяти (всегда). Например: «Я использую многоразовые бутылки, кружки, термосы» или «Я покупаю местные продукты, выращенные в радиусе 160 км». Исследователи рассматривали связь проэкологического поведения с личными и политическими ценностями, экологическими установками, мотивацией и другими переменными.
Полученные данные говорят о том, что женщины покупают экологически устойчивые товары чаще мужчин. Чем выше был уровень образования участников, тем большее число экологических покупок они совершали. При этом поведение, связанное с заботой о состоянии климата, наоборот, реже наблюдалось у людей с более высоким доходом, они позволяли себе выбирать менее климатически устойчивые варианты. Например, поездка на самолете, а не на поезде, покупка авокадо, а не местного овоща.
Ученые выяснили, что есть универсальные переменные, которые предопределяют все виды проэкологического поведения. К таким переменным, например, относится интегрированная регуляция — вид мотивации, при которой выполнение экологических действий становится настолько важным для человека, что уже воспринимается им как часть своего «я». Эти данные сопоставимы с данными, полученными западными учеными.
Исследователи обнаружили и такие переменные, которые могли объяснять лишь некоторые виды поведения. Например, среди политических ценностей выделялись: вера в свободный рынок, вера в равенство и традиционные ценности. Вера в свободный рынок оказалась связана с неэкологичными действиями: низким уровнем сбережения энергии и устойчивого потребления. При этом вера в равенство повышала вероятность социальных действий, а традиционные ценности были связаны с экологичным потреблением.
«Интересно, что беспокойство об окружающем мире и связь с природой предсказывают не все виды экологичных действий. Например, будет или не будет человек сортировать мусор, больше связано не с обеспокоенностью состоянием окружающей среды, а с пониманием того, какую пользу могут принести экологические действия»,— объясняет профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Елена Сауткина.
Гедонистические ценности отрицательно влияли на развитие всех (кроме сбережения ресурсов) групп экологичного поведения, как и в предыдущих исследованиях. Предположительно это происходит потому, что гедонизм связан с желанием получать удовольствие от жизни и отказом от самоограничения (в том числе для сохранения природы). Вера в свободный рынок, гедонистические и эгоистические ценности часто связаны между собой и выражают стремление человека к достижению личного комфорта и высокого дохода, невзирая на состояние окружающих или природы. Эти результаты сходны с данными предыдущих исследований, проведенных в других странах.
«Полученные результаты дают более детальное представление о факторах, которые влияют на проэкологическое поведение людей в России. Пока о них известно очень мало, — отмечает Елена Сауткина. — В будущих исследованиях мы планируем получить новые данные, которые позволят построить модели, способные объяснить такое поведение».