Ученые из НИУ ВШЭ и Университета Калабрии (Италия) провели масштабное сравнительное исследование влияния характеристик генеральных директоров на инновационную эффективность компаний в России и шести европейских странах с развитыми экономиками. Результаты показали большие различия во влиянии характеристик СEO на инновационность российских и европейских организаций.
Препринт работы доступен на сайте НИУ ВШЭ. Подробнее — в материале IQ.HSE. В развитых экономиках инновации считаются главными драйверами конкурентоспособности бизнеса и стабильного экономического роста. Теоретические и эмпирические исследования показывают связь между инновациями и разными показателями компаний, такими как размер, качество человеческих ресурсов, расходы на R&D (исследования и разработки) и международная активность. Тем не менее, как отмечают авторы новой работы, влияние характеристик СEO на инновации изучено недостаточно, хотя генеральные директора играют ключевую роль в их стратегическом выборе и внедрении.
В работе был проведен анализ сведений из двух баз данных. Первая — EU-EFIGE/Bruegel-UniCredit, которая содержит данные по 14 000 компаний обрабатывающей промышленности из семи европейских стран (Австрия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Испания и Великобритания). Вторая база — RUFIGE (проект НИУ ВШЭ «Российские предприятия в глобальной экономике»). Она содержит данные по 2000 компаний обрабатывающей промышленности из России.
В ходе исследования ученые построили эконометрические модели, которые учитывали инновации, связанные как непосредственно с выпуском новой продукции, так и с освоением новых технологий. Компании, которые представляют оба типа инноваций, в России и в Европе составляют 30 и 28 процентов соответственно от общего числа обследованных предприятий.
Выяснилось, что семейный статус СEO позитивно связан с инновациями как в России, так и в Европе. И наиболее сильное влияние семейный статус директора оказывает на оба типа инноваций в традиционных секторах экономики, а также в компаниях малого и среднего бизнеса.
Авторы уточняют, что, согласно результатам исследования, в России СEO-владельцы успешны в преодолении неблагоприятной бизнес-среды и значимо чаще преуспевают в целом в освоении новых технологий. Это характерно для компаний малого и среднего бизнеса, в то время как в крупных компаниях СEO-владельцы более активны в продуктовых инновациях.
Также подтвердилась гипотеза исследователей относительно разного влияния возраста управленцев на инновации в России и Европе. В то время как европейские компании, управляемые менеджерами старшего возраста, менее активны в продуктовых инновациях, в России такого эффекта не наблюдается. Однако и большей эффективности в отношении инноваций у российских менеджеров старшего возраста как результата нетворкинга (использования полезных связей) и самоотбора обнаружить не удалось — ни для всех предприятий обрабатывающей промышленности, ни для крупного и малого/среднего бизнеса.
Что касается гендера, то здесь авторы также оказались правы в своих изначальных предположениях. В Европе компании, управляемые женщинами, менее инновационны. В России в этом направлении женщины не уступают мужчинам, а в традиционных секторах они показывают даже бо́льшую инновационную активность.
Результаты исследования как минимум ставят под сомнение мифы, связанные с эйджизмом и гендерной дискриминацией на рынке труда. Россия прошла уникальный путь в своем экономическом развитии за последние 30 лет, что отразилось и на различиях во влиянии характеристик СEO на эффективность компаний. Объективные данные показывают: представления о том, что женщины в силу меньшей склонности к риску реже прибегают к внедрению инноваций, справедливы для европейских стран, но не для России.