Выяснилось, что около 80 процентов соотечественников ищут работу с помощью родственников, друзей и знакомых.
Во ВШЭ проанализировали стратегии трудоустройства россиян / ©Getty images
Виктория Овсяник из НИУ ВШЭ составила и сравнила портреты людей с разным положением на рынке труда (занятых, незанятых и безработных). Для работающих также проанализированы сферы занятости, стаж, уровень зарплаты, продолжительность трудового времени, удовлетворенность работой. Отдельно рассмотрены и каналы, по которым ее ищут: подтвердились традиционная для России сила личных связей и неожиданно — невысокая популярность у молодежи в возрасте от 25 лет подбора вакансий в онлайне.
Статья по результатам исследования опубликована в 11-м выпуске электронного Вестника Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE)». Подробнее в материале IQ.HSE. По данным на сентябрь 2021 года, в России было 72,3 миллиона занятых и 3,3 миллиона безработных. При этом искать работу могут и те, и другие. Нетрудоустроенные — по определению, занятые — из желания сменить место или увеличить доход.
В исследовании занятыми считались люди, у которых на момент опроса была работа, в том числе подработки. Незанятыми — те, у кого ее не было и кто не искал: по нежеланию, состоянию здоровья, из-за пенсионного возраста, занятий домашним хозяйством и так далее. Безработными — те, кто хотел, но не мог трудоустроиться.
Для анализа использовалась база данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) — общенациональных репрезентативных опросов домохозяйств, проводимых с 1992 года. Изучалась выборка по 2019 году: 10 404 человека в возрасте 14–75 лет. Из них имели работу 53 процента (в том числе 5,9 процента — только периодические подработки), не имели — 47 процентов, включая незанятых и безработных.
Безработные в основном молоды и не связаны узами брака. Холостых и незамужних среди них почти две трети (60 процентов). Самая представительная возрастная группа — 14–24-летние (37,2 процента). Каждый пятый (21,8 процента) — с высшим образованием, но главным образом это выпускники школ и средних специальных учебных заведений.
Во второй группе — незанятых — заметно преобладают женщины (62,2 процента). «Гендерный дисбаланс возникает из-за того, что некоторая доля незанятых женщин задействована в домашнем хозяйстве и воспитании детей», — предполагает исследовательница. Значительная часть (35 процентов) живет в мегаполисах и областных центрах. По сравнению с безработными в этой группе меньше людей с дипломами университетов, однако существенно больше — без среднего образования. Найти работу последним труднее всех, но они часто и не стремятся: среди безработных их три процента, а среди незанятых — 14,7 процента.
Работающие, в отличие от незанятых и безработных, в основном люди семейные. Каждый третий — с высшим образованием. Специалистов с начальной профподготовкой, не окончивших среднюю школу, мало — 6,7 процента. Резкого перевеса в сторону женщин, как в случае с незанятыми, нет. Но по сравнению с мужчинами женщины имеют больший стаж работы и получают меньшую зарплату.
В исследовании занятые разделены на шесть групп: руководители (высшего и среднего звена), специалисты высокой и средней квалификации, военнослужащие, квалифицированные и неквалифицированные рабочие. По продолжительности рабочего времени (количеству часов в неделю) лидируют военные и руководители. Они же в 2019 году были на первом месте по размеру среднемесячной зарплаты — 43,2 тысячи рублей.
Квалифицированные рабочие получают больше, чем специалисты средней квалификации (офисные сотрудники, представители сферы услуг и так далее): 30,5 тысяч рублей против 25,8 тысяч. А неквалифицированные, то есть люди только с общим средним образованием, самые малооплачиваемые — 18,6 тысяч рублей.
Зарабатывая меньше, они чаще подрабатывают. Как правило, по профилю своей деятельности — грузчиками, уборщиками и прочими похожими специальностями. Также чаще имеют дополнительные заработки женщины. «Например, наличие второй работы подтвердили девять процентов женщин, занимающих высокие должности в сфере управления, против двух процентов мужчин из той же сферы», — пишет стажер-исследователь (должность на момент проведения исследования) Центра лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Виктория Овсяник.
Через показатель доли трудоустроенных, но озабоченных поиском новых вакансий косвенно изучалась удовлетворенность текущим местом работы. Больше всего соискателей среди неквалифицированных рабочих — свыше 27 процентов. Меньше всего (шесть процентов) — в группе руководителей высшего звена и чиновников, то есть тех, кто в большинстве своем с хорошим образованием, длительным стажем, достойными заработками и чаще других склонен считать себя предпринимателем.
В целом желанием найти работу не горит абсолютное большинство и занятых, и незанятых. Отрицательно на вопрос, пытаются ли они сменить место трудоустройства, ответили от 80,7 до 85 процентов участников RLMS–HSE. Одно из ключевых требований, предъявляемых к новым вакансиям, — размер оплаты. Безработные были готовы на 29,8 тысяч рублей в месяц, имеющие работу — на 47,6 тысяч. Соискатели при должностях и с лучшим образованием требовательнее. Руководители высшего звена, к примеру, ожидали роста зарплаты в 2,5 раза.
В среднем трудоустроенные согласны на смену работы в случае, если доход от нее превысит имеющийся в 1,6 раза. Состояние поиска проходит не быстро. Половина тех, у кого работы нет, застревают в нем до 10 недель, те, у кого есть, — до восьми. Ищут работу традиционно для России — с помощью родственников, друзей и знакомых — 77–83 процента. На втором месте (примерно 70 процентов) — онлайн, где в основном прибегают к рекламным объявлениям и значительно реже — к информации в социальных сетях.
Однако через интернет — не значит быстрее. Гипотеза о том, что его использование «ускоряет или облегчает процесс трудоустройства», не подтвердилась. Как и, казалось бы, очевидная мысль, что молодежь, будучи активным потребителем интернета, часто задействует его и для этой цели. По выводам исследования «для группы 25–44 лет, где много интернет-пользователей, характерно значительное падение интереса к поиску работы в сети».