Колумнисты

Виртуальная реальность повысила уровень математических знаний и рефлексивности школьников

Психологи из МГППУ провели исследование, в котором анализировались микроизменения в развитии математических знаний и рефлексии у школьников при использовании виртуальной реальности.

Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе было проведено тестирование на тему «Теорема о трех перпендикулярах» среди учащихся общеобразовательных школ города Смоленска в возрасте от 16 до 17 лет. Затем был определен исходный уровень развития математических знаний и рефлексии у учащихся. Выборка была разделена на две группы: экспериментальную и контрольную. Контрольная группа продолжала изучение данной темы с учителем, а экспериментальная группа использовала виртуальную математическую программу.

На завершающем этапе обе группы прошли повторное тестирование по данной теме. В эксперименте были получены согласованные результаты, показывающие повышение уровня математических знаний и рефлексивности у школьников, использующих дидактическую VR-программу. Это подтверждает результаты других исследований, указывающих на положительное влияние образовательных VR-программ на успеваемость и качество познавательной деятельности.

Исследование, проведенное специалистами МГППУ, показало, что виртуальная реальность (VR) оказывает опосредствованное влияние на самоосознание и регуляцию действий школьников, а также на их рефлексивность. В ходе исследования было выявлено, что участники, прошедшие деятельность в виртуальной среде по геометрии, испытывали повышение уровня рефлексивных процессов в два раза. Однако, в контрольной группе также было заметно существенное повышение высокого уровня рефлексивности. Количество участников с оптимальным средним уровнем рефлексивности практически не изменилось, в то время как процент субъектов с низким уровнем значительно снизился.

«Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о потенциале применения VR в работе с школьниками для более эффективного усвоения математических знаний, – подчеркивает Владимир Селиванов, заведующий кафедрой общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ, профессор, доктор психологических наук. – На основе нашего эксперимента можно с уверенностью утверждать, что обучение с использованием ВР-программ значительно более результативно, чем традиционный формат обучения. Влияние VR-программ на рефлексию определяется успешным моделированием 3D-объектов, высокой анимацией и интерактивностью, которые встроены в содержание высокого уровня ВР. ВР, применяемая в образовании, выступает в роли метода, средства и технологии обучения, что усиливает развивающий потенциал VR».

С помощью VR-технологий учащимся предоставляются возможности для формирования рефлексивных способностей, таких как осознание и оценка своих мыслей и действий со стороны, связывание результатов учебной деятельности с поставленными задачами, определение собственных знаний по изучаемым предметам. Развитие рефлексивных способностей способствует успешному усвоению знаний, развитию личности, саморазвитию и самосовершенствованию.