Колумнисты

В МГППУ изучили особенности мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших школьников

Исследователи из МГППУ выявили, что четвероклассники, обучающиеся в школах с традиционным и развивающим обучением, имеют разные мотивы и эмоциональное отношение к учебе. При этом для обеих групп испытуемых важными мотивами стали самоопределение и самосовершенствование. Эти мотивы помогают детям определиться с целями и стремиться к личностному росту.

Для достижения целей исследования были использованы различные методы – наблюдение за уроками, беседы с учащимися, а также использование методик диагностики учебной мотивации и эмоционального отношения к учению.

«Интересно, что школьники, обучающиеся по программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, проявляют более положительное эмоциональное отношение к учению. Они испытывают меньше тревожности и негативных эмоциональных переживаний по сравнению с детьми, обучающимися по традиционной программе», – рассказывает Инна Воронкова, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» МГППУ.

Кроме того, уточняет Екатерина Лагутина, магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета, исследование выявило, что младшие школьники, обучающиеся по образовательной системе Эльконина–Давыдова, проявляют более положительное эмоциональное отношение к учению.

Для развития учебно-познавательной мотивации и положительного отношения к учению наиболее благоприятным типом учителя является «взаимодействующе-эмпатийный» тип, поясняет Анна Адаскина, доцент кафедры педагогической психологии имени профессора В. А. Гуружапова МГППУ.
Учителя этого типа стремятся к не только деловому, но и эмоциональному общению с учениками в процессе учебной деятельности. Они создают атмосферу подлинной учебной коммуникации.

Однако для подтверждения эффективности этого типа взаимодействия требуется дальнейшее исследование с участием более широкой выборки учителей и учащихся. Более подробные результаты исследования доступны на портале психологических изданий PsyJournals.ru. Статья опубликована в журнале «Психолого-педагогические исследования».