Психологи МГППУ выяснили, что тревожность как индивидуальная психологическая характеристика проявляется во всех аспектах школьной жизни российских учащихся. Самыми значимыми проблемами школьников стали страх самовыражения, экзаменов и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Репрезентативную выборку исследования составили 2109 обучающихся 3-8 классов школ Центрального и Приволжского федеральных округов России. Участники исследования заполняли опросник «Тест школьной тревожности Филлипса». Результаты опубликованы в журнале «Вестник практической психологии образования».
Самыми значимыми для обучающихся 3–8 классов проблемами оказались страх самовыражения, ситуации проверки знаний и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. У девочек показатели тревожности оказались выше, чем у мальчиков, особенно в ситуациях самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, проверки знаний. С возрастом тревожность снижается.
Опросник можно рекомендовать школьным психологам для применения в практике психолого-педагогического сопровождения разных групп учащихся в целях мониторинга и поддержки стратегий, направленных на создание благоприятных условий развития обучающихся.
«Результаты исследования показали, что самыми распространенными причинами постоянного беспокойства у детей являются страхи самовыражения, ситуации проверки знаний и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. В этой связи родителям важно обращать внимание на поведение детей. Поговорите с ребенком о его чувствах, постарайтесь понять, что именно его тревожит. Поддержите его — скажите, что верите в него и он сможет справиться со всеми сложностями», — отметила Татьяна Егоренко, заведующая кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» МГППУ.
Ученый также указала на то, что девочки чаще мальчиков проявляют тревожность, причинами которой становятся экзамены и ситуации, связанные с самопрезентацией и демонстрацией своих возможностей окружающим. При этом с возрастом интенсивность беспокойства, связанного с необходимостью проверки знаний, у детей снижается.
«Учителя могут снижать уровень тревожности у детей за счет создания доброжелательной атмосферы в классе. Дети должны чувствовать себя комфортно, в безопасности. Важно помогать им развивать уверенность в себе: замечать их успехи, даже если они небольшие, учить их справляться со стрессом с помощью навыков самоконтроля и техник, способствующих эмоциональному расслаблению», — уточнила Анна Лобанова, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета психологии образования МГППУ.