Разработка СПбГЭТУ «ЛЭТИ» позволит собирать, объединять и анализировать информацию о движении всех видов водного транспорта в акватории Каспийского моря для обеспечения безопасности и пресечения контрабанды. Пока радарные системы созданы специально для Каспия, но ученые говорят: если понадобится - они смогут разработать подобные установки для любого другого водоема.
Каспийское море – крупнейший внутренний бессточный водоем Земли. Выход к Каспию имеют Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения и Казахстан. Сегодня там наблюдается растущая активность различных типов водного транспорта, которые необходимо контролировать, а также обеспечивать безопасность навигационной обстановки: столкновения судов могут приводить к повреждению техники, человеческим жертвам, экологическому ущербу. Кроме того, суда могут незаконно перевозить пассажиров и контрабандные грузы.
«Мы ведем проект с компанией одного из государств каспийского региона по обеспечению комплексного контроля водного транспорта в Каспийском море. Для этого создаем систему радиолокационного мониторинга движения судов в Каспийском море с использованием сигналов сторонних источников: береговые радары, данные, поступающие с судов и прочие источники информации.
Разработка позволит обеспечить зону радиолокационного наблюдения практически в любой точке акватории», – поясняет директор НИИ систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Веремьёв.
Одни из главных способов отслеживания перемещений водного транспорта – автоматические идентификационные системы (АИС). Они устанавливаются на крупных судах и предоставляют о них всю необходимую информацию. Кроме того, для этих целей используются навигационные радиолокационные системы (РЛС), предназначенные для наблюдения за береговой линией, судами, льдами и иными объектами на морской поверхности. Информация из этих источников с помощью алгоритмов, разработанных учеными ЛЭТИ, будет собираться и выстраивать единую динамическую карту того, что происходит в Каспийском море.
«В дальнейшем, мы планируем доработать программное обеспечение для улучшения организации процесса управления. Система будет полезна как государственным, так и частным владельцам водного транспорта всех стран, имеющих выход к Каспию. Судоводители снизят риски столкновений, а пограничники смогут отслеживать контрабандистов», – рассказывает Владимир Веремьёв.
Научный задел разработки составляют результаты исследования ученых из НИИ «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в области создания коммерчески доступных систем комплексной радиолокации, которые сегодня практически отсутствуют на отечественном рынке. Пока радарные системы созданы для Каспийского моря, но ученые говорят: если понадобится – они смогут создать подобные установки для любого другого водоема.