Колумнисты

Ученые выяснили, почему люди возвращаются к донорству крови снова и снова

Международная команда исследователей, с участием Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, изучила мотивации более 500 доноров крови в России и США. Мотивация помогать другим людям, а не внешние вознаграждения в виде льгот или социального одобрения способствует регулярному донорству крови.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Community & Applied Social Psychology. Подробнее — в материале IQ.HSE. Вопрос о том, почему люди занимаются донорством крови, ученые начали активно исследовать еще с 1970-х годов. Мотивация некоторых доноров — чисто финансовая. Например, в США существует индустрия кровяной плазмы, которая дает возможность здоровым людям получить деньги за сданную кровь.

Авторы статьи рассматривают эту проблему через призму теории самодетерминации (SDT, self-determination theory). Она основана на концепте автономной мотивации. Человек внутренне мотивирован что-либо делать, когда само по себе действие или деятельность является вознаграждением, например любимая работа, хобби, встречи с друзьями и так далее.

Позже в рамках теории был выделен еще один тип автономной мотивации — идентифицированная мотивация. Она присутствует, когда действие является важным, значимым и ценным для чего-либо, с чем человек себя идентифицирует. И это действие само по себе не обязательно должно быть приятным, как, например, физическая процедура сдачи крови.

Также в теории самодетерминации выделяется две формы контролируемой, то есть неавтономной, мотивации: внешняя и интроецированная (внутренняя). В первом случае человек делает что-либо, потому что получает за это некое измеряемое вознаграждение либо избегает таким образом неодобрения или осуждения со стороны других. Сдача крови под давлением группы — это пример внешней мотивации. Во втором случае действие совершается через внутреннее сопротивление, чтобы избежать чувства вины или повысить самооценку.

Выборку исследования составил 521 человек, средний возраст — 27,14 года. Все они заполняли бумажные анкеты, когда ожидали своей очереди на сдачу крови. При этом было две подвыборки: одна из России (279 респондента), вторая — из США (242 респондентов).

Анализ ответов показал, что автономная мотивация предсказывает намерения респондентов быть донорами крови в будущем. Эта связь более сильная у респондентов из США. Среди американских доноров более сильный позитивный эффект оказывает внутренняя автономная мотивация и более негативный эффект — внешняя контролируемая мотивация. Позитивный эффект идентифицированной мотивации одинаково силен и статистически значим для обеих выборок. Контролируемая мотивация не имеет положительной связи с будущими намерениями сдавать кровь ни среди российских, ни среди американских доноров.

Также автономная мотивация связана с позитивными эмоциями среди доноров. Связь контролируемой мотивации с эмоциями неодинаковая в двух группах. Выяснилось, что интроецированная мотивация связана с положительными эмоциями в российской выборке. Среди американцев такого эффекта не было зафиксировано.

И наконец, те доноры, которые испытывают положительные эмоции во время сдачи крови, с большей вероятностью готовы заниматься донорством и дальше. Авторы отмечают, что некоторая разница на российских и американских выборках может быть объяснима культурными отличиями, например связанными с ценностными ориентациями. Но этот вопрос нуждается в дальнейшем анализе, поясняют они. Также ученые обращают внимание на различный контекст донорства в двух выборках: марафон по сдаче крови в США и регулярно работающая станция по переливанию крови в России. При этом в русской выборке присутствовали в основном постоянные доноры, в отличие от американской.

Тем не менее, несмотря на разницу в выборках и культурные различия, результаты исследования подтвердили, что автономная мотивация оказывает в целом позитивное влияние на намерения людей заниматься донорством в будущем. Если человек чувствует внутреннюю необходимость в этом и желание вне зависимости от внешних вознаграждений, социального давления и чувства вины, то есть большая вероятность, что он сдаст кровь снова.

«Ситуации, когда кому-либо срочно необходимо переливание крови, происходят повсеместно. Поэтому банки донорской крови должны постоянно обновляться, — отмечает один из авторов исследования, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Евгений Осин. — Большинство организаций, занимающихся снабжением кровью, работают за счет вклада доноров-волонтеров, которые сдают кровь на случай экстренной необходимости».

В связи с этим важно знать, что именно мотивирует волонтеров-доноров регулярно сдавать кровь, поясняет исследователь. Особенно актуально это стало во время распространения Covid-19. Количество пациентов, нуждающихся в донорской крови, увеличилось, а организациям в условиях обязательного социального дистанцирования стало намного сложнее проводить общественные акции по сбору крови.