Колумнисты

Ученые ВШЭ выяснили, что российские компании стали реже предоставлять работникам социальные льготы

В современной России система социальных гарантий и льгот на предприятиях изменилась. Объем таких услуг, выплат и компенсаций сократился, как и охват ими сотрудников компаний всех форм собственности. Зато работодатели демонстрируют готовность к расходам по повышению профессионального уровня персонала.

Социологи из НИУ ВШЭ и РАН Полина Козырева и Александр Смирнов изучили ситуацию в сфере социальных гарантий и льгот за 2000–2018 годы на данных всероссийского мониторинга RLMS–HSE экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ репрезентативных опросов домохозяйств, проводимых с 1994 года. Итоги работы опубликованы в «Журнале исследований социальной политики». Подробнее — в материале IQ.HSE.

Вопрос «Предоставляются ли вам на этой работе следующие социальные льготы…» включался в анкеты 2000–2010 и 2018 годов. Сравнение проводилось по данным за 2000, 2006, 2010 и 2018 годы. Охват необязательными льготами, то есть теми, что не гарантирует государство, после 1990-х стал меньше, но сами они — разнообразнее. Особенно в 2000–2007 годах на волне появления новых предприятий, которым требовалось решать кадровые проблемы и закреплять конкурентные преимущества. После мирового экономического кризиса 2008–2009 годов и всех последующих стало хуже: компании начали активнее оптимизировать производство и сокращать издержки, в том числе за счет содержимого соцпакетов.

В целом за 2000–2018 годы: в 5,6 раза (с 14 до 2,5 процентов) уменьшилась доля тех, кому на основной работе предоставляли ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья; в 4,3 раза (с 13,5 до 3,1 процента) — тех, кто имел доступ к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях; в 2,8 раза (с 44,2 до 15,8 процентов) — отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счет предприятия; более чем в два раза (с 37,7 до 16,6 процентов) — имевших возможность бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях или частично бесплатно в остальных; почти в два раза (с 14,4 до 8,1 процентов) — получавших компенсацию транспортных расходов; в 1,7 раза (с 14,4 до 8,1 процентов) — обеспечивавшихся бесплатным или льготным питанием.

«Нередко работодатели отказываются от принятых ранее обязательств по таким льготам, понимая, что негативных последствий это иметь не будет», — комментируют исследователи. Единственное, что выбивается из общей картины, — готовность к расходам по повышению профессионального уровня персонала. По данным RLMS–HSE, о практике обучения в своих компаниях ежегодно говорит примерно каждый четвертый-пятый работник.

С обеспечением обязательных (закрепленных законами) льгот и гарантий ситуация после 1990-х постепенно стабилизировалась, но сокращение отмечено и здесь. В 2000 году они были доступны примерно 89–91 процентов занятых, в 2018-м — 73–88 процентов. Притом что урезание социальной поддержки — тенденция общая, есть нюансы для компаний в зависимости от форм собственности. На госпредприятиях такая поддержка заметнее. В частных компаниях нередко вместо соцпакетов предпочитают назначать более высокие зарплаты.

В фирмах с иностранным капиталом социальные услуги, пособия и компенсации предоставляют чаще, чем в сугубо российских негосударственных. В 2018 году обучение за счет работодателя на государственных предприятиях охватывало 34,2 процентов работников, на иностранных — 30,4 процентов. Отечественные коммерческие компании значительно проигрывали — 15,7 процентов.

В частном бизнесе по сравнению с государственным в два с лишним раза реже применяют оплату медпомощи или безвозмездное лечение в ведомственных учреждениях. Однако государственный сектор в этом смысле немного отстает от иностранного: 25,5 процентов против 27,5 процентов.

Обеспеченность льготами растет по мере продвижения по службе. В результате чаще их получают руководители и ценные специалисты. Реже — неквалифицированные рабочие с самой низкой зарплатой, то есть те, кто в помощи нуждается в первую очередь. Как итог — усиление социального неравенства, и результаты исследования в подтверждение этого вывода весьма показательны.

Ученые разделили участников обследования на несколько групп в зависимости от уровня дохода по отношению к медианной заработной плате и сравнили по обеспеченности дополнительными социальными льготами по месту работы. Получилось более чем наглядно. К примеру, бесплатное лечение или частичная компенсация лечения доступны лишь каждому десятому из группы самых низкодоходных (зарплата 0,75 и меньше медианы). А в группе самых высокодоходных (более чем вдвое выше медианы) — примерно каждому третьему.

Возможность получить путевку в санаторий или детский лагерь есть у 9,6 процентов низкодоходных и почти у 26 процентов высокодоходных. Обучаться за счет предприятия в первой группе могут около 16 процентов, во второй — свыше 33. Шансов на оплату проездных билетов у низкодоходных работников меньше в три раза, на помощь в содержании детей в детских садах — в два раза, на дотации по питанию — в полтора. 

Комментарии

  • Как говорится, хорошо не жили -- нечего и начинать.