Колумнисты

Ученые, вернувшиеся в Россию с зарубежным опытом, оказались успешнее в науке

Мобильные ученые публикуются в индексируемых журналах в два раза чаще. К такому выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ.

Влияние международной мобильности на научную карьеру оценила команда исследователей под руководством доцента ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алены Нефедовой. Изучались молодые ученые (до 39 лет включительно). Их принадлежность к «международно мобильным» определялась наличием в биографии факта учебы и/или работы за границей в течение трех и более месяцев. Публикация с первыми результатами проекта планируется в четвертом номере «Журнала Новой экономической ассоциации». Подробнее — в материале IQ.HSE.

В работе исследователи трактуют академическую мобильность не с традиционной точки зрения утечки кадров, то есть потерь для науки, а с альтернативной позиции циркуляции мозгов, то есть возможных приобретений. Исследователи посмотрели на эффекты мобильности с двух сторон: «объективных» показателей» — через анализ специально созданной базы данных (где сочетались биографическая информация и метрики публикационной активности) — и субъективной точки зрения — по итогам соцопросов и глубинных интервью с учеными.

Результаты соцопроса показали, что на работу или учебу за границу российские ученые выезжают сравнительно нечасто. В других странах ОЭСР такой опыт есть у 15–30 процентов обладателей ученой степени. В России в последние годы показатель не превышает 15 процентов. В 2019 году в международную мобильность было вовлечено 14,3 процентов отечественных ученых в возрасте до 39 лет.

Чаще всего (здесь Россия на фоне других не выделяется) это мужчины и почти на четверть (24,5 процентов) — представители естественно-научных дисциплин. Мобильность сказывается на публикационной активности, в том числе количестве статей в изданиях, индексируемых в WoS/Scopus. В последнем случае, отмечают исследователи, разница особенно заметна: мобильные ученые публикуются в них в два раза чаще.

В среднем за 2016–2018 годы на одного мобильного молодого ученого приходилось около семи статей в международных рецензируемых журналах, на немобильного — около трех. Отличия видны и по публикациям с соавторами из-за рубежа. В таком сотрудничестве участвует каждый второй мобильный ученый (50 процентов) и лишь 17,7 процентов немобильных.

Практически вдвое разнятся и показатели цитируемости. Так, за 2015–2019 годы труды первых (на данных по сотрудникам НИУ ВШЭ) процитированы 4,8 раза, вторых — 2,6 раза. Уровень научной периодики, где публикуются мобильные авторы, тоже отличается. Среднее значение SJR (SCImago Journal Rank — показатель престижа журналов, индексируемых в Scopus) у них примерно в 1,5 раза выше, чем у немобильных «двойников».

Материалы мобильных ученых чаще выходят в журналах первого квартиля, то есть попавших в первые 25 процентов изданий по значению SJR. Причем появилось это преимущество именно в результате заграничных выездов. До них обе группы были равны: в каждой у почти 90 процентов отсутствовали статьи в самых авторитетных по SJR изданиях.

Приоритет в уровне журналов связан с большей ориентацией мобильных ученых на международную аудиторию. Поэтому они меньше печатаются в отечественных изданиях: там размещено приблизительно около трети их материалов в Scopus, у коллег без зарубежного опыта — около половины. По мнению самих ученых, основные препятствия к доступу в зарубежные журналы — недостаточное знание английского языка, отсутствие опыта написания таких статей и, как следствие, сомнение в своих силах. При этом зарубежная мобильность ситуацию меняет.

«На материалах глубинных интервью, — подводят итог исследователи, — мы выявили, что способствует выходу на международный уровень после опыта академической мобильности. Живое общение с учеными, плотно интегрированными в международную науку, дает новые идеи, лучшее понимание конвенций академического письма, эффективных техник написания статей, правильного выбора журналов и коммуникации с ними, а также новые профессиональные связи и уверенность в своих силах».

Для повышения глобальной публикационной активности в условиях ковидных ограничений исследователи предложили вузам и НИИ практические рекомендации: приглашать к дистанционному сотрудничеству в качестве кураторов молодежи иностранных специалистов (подобная программа уже действует в НИУ ВШЭ), обучать написанию англоязычных статей, информировать об открытых онлайн-мероприятиях крупных мировых центров.

Комментарии

  • Чушь собачья. Оказывается главный показатель деятельности учёного это публикации в неких журналах и цитирование.

    • вы всегда можете предложить свой объективный критерий и опубликовать его!

      • « вы всегда можете предложить свой объективный критерий »

        А как у него всегда?!!!

        Есть данные о вернувшихся в Россию и публикующих ЗНАЧИМЫЕ работы в международных рецензируемых журналах?

    • Согласен. Не учитывается, что работа может-быть связана с гос- и коммерческой тайной. А работа на публикации больше говорит о другом.

      • По публикациям учитывается фундаментальная наука.
        По прикладным исследованиям другие мерила успеха.

        • По прикладным исследованиям другие мерила успеха.

          Из "прикладников" мало кто возвращается в РФ. а у вернувшихся успехи в основном являются признаком наличия родства и связей...

  • После того, не значит вследствие того... Ездят на стажировки изначально более активные и продуктивные, имеющие хороший уровень языка.

    • Вы абсолютно правы, это прекрасный пример ошибочной корреляции

      • А мне кажется, что тут корреляция прямая и правильная. Количество статей сильно связано с кооперацией между учёными - сам ты можешь написать 1-2(ну 4) статьи в год, в зависимости от области знаний в которой работаешь. Но если участвовать в нескольких проектах, то можно поучаствовать и стать соавтором хоть в 10 статьях. Если ты сотрудничаешь с отечественными коллегами, то публикации будут в сборниках и вестниках вузов, а если с буржуями то в Q1 по WOS.

    • Татьяна, добрый день,

      спасибо Вам за справедливый комментарий!

      Мы с Вами согласны, что уровень языка - это очень важный фактор. К сожалению, мы столкнулись с ограничением в данных, когда пытали учесть его в своей модели - далеко не все исследователи указывают информацию об уровне языка в своем резюме (размещенных в открытом доступе).

      Вместе с тем, при сравнении мобильных и немобильных мы пытались учитывать другие параметры. В частности, мы контролировали возраст исследователя, дисциплину, в которой он работает, и образовательный путь (более подробнее описано в статье).

      Резюмируя: мы пытались проконтролировать часть параметров, влияющих на "активность" и "продуктивность", но для языка нам это сделать не удалось. Кроме того, за скобками остались еще психологические факторы, которые влияют на продуктивность, и много чего еще. К сожалению, у каждого исследования есть свои ограничения, и в нашем том числе. Но мы постараемся в дальнейшем развитии исследования Ваше замечание учесть.

      Еще раз спасибо!

      С уважением,
      Алёна Нефёдова

  • Само собой.
    Ведь откуда к нам приходила образованность и наука?
    "Окно в Европу" прорубали ещё
    Ломоносов и Петр I. ☝️🧐