Колумнисты

Российский EdTech-рынок имел надежную базу еще до пандемии

Рынок образовательных технологий получил заметный толчок к развитию в период пандемии, однако условия, позволившие школам, вузам и курсам быстро и относительно безболезненно перейти на дистант, сложились задолго до появления коронавируса. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики, изучив статистику и прогнозы, опубликованные до и после начала пандемии.

Статья вышла в журнале «Информатика и образование». Рынок EdTech включает в себя самые разные технологии, которые используются в образовании: онлайн-курсы, образовательные платформы, системы мониторинга и прокторинга, цифровые тренажеры и симуляторы, решения для организации учебного процесса и многое другое. Нередко этот термин приравнивают к онлайн-образованию, но многие технологии могут эффективно применяться также в очном и смешанном форматах.

Для успешного внедрения образовательных технологий необходимо широкое распространение компьютеров (как личных, так и в образовательных учреждениях), подготовка учителей и преподавателей и — особенно в сегментах с небольшим участием частного капитала — поддержка государства. Уже 10 лет назад компьютер дома был у 93 процента российских школьников, 80 процентов пользовались компьютерами в школе (по этому показателю Россия обгоняла Сингапур, Швейцарию, Бельгию, Японию и многие другие страны). До пандемии учителя и педагоги не очень часто использовали цифровые технологии в обучении, но уровень компьютерной грамотности у них уже тогда был довольно высоким.

Государство старается стимулировать и регулировать развитие цифрового образования (как для школьников и студентов, так и для людей, завершивших формальное обучение): действуют проекты и программы, направленные на внедрение новых форматов и образовательных технологий, повышение квалификации учителей, поощрение непрерывного образования.

Оценки размера и, соответственно, перспектив развития рынка образовательных технологий в России сильно разнятся. Это связано прежде всего с различными определениями области и ее границ: как соотносить ее с онлайн-образованием, учитывать ли предполагаемый объем рынка частных репетиторов (например, ведущих занятия через Skype/Zoom), как оценивать размеры непубличных сделок. Исходя из разных трактовок и ответов на эти вопросы, можно получить оценку рынка от 30 до 40 миллиардов рублей в 2018 году, по доле от всего рынка образования в России это сравнимо с общемировым показателем (около 1,5 процента). При этом EdTech показывает высокие темпы роста — около 20 процентов в год.

«Как и ожидалось, пандемия усилила и ускорила развитие рынка EdTech в России. При этом стоит отметить, что именно те технологии и тренды, которые были развиты еще до вынужденного перехода в онлайн, позволили компаниям и образовательным организациям весьма успешно адаптироваться к новым реалиям.

Рынок ответил на растущий спрос усилением конкуренции. Сегмент ДПО стал еще более заметным. Такие компании, как Skillbox, “Нетология”, “Яндекс.Практикум”, не только стали широко известны, но и продолжают привлекать новую аудиторию и расширять предложение курсов, что еще раз подчеркивает актуальность тренда на переквалификацию и получение новой профессии уже во взрослом возрасте. Логичным продолжением развития рынка является укрупнение основных его игроков: почти 50 процентов суммарной выручки от топ-100 компаний приходится на три бизнес-группы (VK, Skyeng, TalentTech)», — прокомментировала эксперт факультета экономических наук ВШЭ Мария Томилина.

В мире в целом в допандемийные годы лидировал сектор корпоративного обучения (B2B), от него немного отставало обучение частных клиентов (B2C), но в разных регионах сложилась разная структура рынка. Так, в США активно развивались технологии, применимые в школьном и высшем образовании (лишь в 2019 году они уступили первенство корпоративному обучению), а в странах Северной Европы почти две трети рынка занимает сегмент школьного образования.

Самый крупный сегмент российского EdTech-рынка — дополнительное образование для взрослых. Оно занимает половину рынка по обороту и растет быстрее остальных. Кроме того, у этого сегмента есть большой потенциал для дальнейшего роста: в России дополнительным образованием охвачены 15 процентов людей трудоспособного возраста, в развитых странах — 40 процентов. Чаще всего взрослые посещают языковые курсы, получают навыки, востребованные в сфере IT, или обучаются по корпоративным программам; soft skills и бизнес-образование менее популярны.

В школах и вузах цифровые технологии активно применяют для решения административных задач: ведения расписаний, дневников, отчетности; непосредственно в педагогической практике они пока используются реже. Однако за счет масштабного внедрения таких решений в государственных образовательных учреждениях компании-поставщики (то есть сектор B2G) получают наибольшую среднюю выручку.

В 2020 году в связи с переходом на удаленку EdTech-рынок вырос сильнее, чем прогнозировалось, — до 53–54 миллиардов, причем многие компании показали двух- и трехкратный рост. Быстрее всего в пандемию увеличивалась выручка компаний, занимающихся бизнес-образованием, иностранными языками и корпоративным обучением, но лидерами остаются курсы по IT и цифровым профессиям и сегмент школьного образования.

«EdTech — рынок, который определенно будет расти еще долго. Однако говорить про масштабные изменения, как мне кажется, не приходится. Основной спрос понятен: школам и вузам надо иметь возможность учить дистанционно, для этого нужны образовательные технологии; взрослым необходимо обновлять свои навыки достаточно часто, чтобы не проигрывать в конкуренции на рынке труда, а учиться им теперь удобнее удаленно; корпоративное обучение все так же актуально, как и раньше.

Прошедшие почти два года доказали, что онлайн-образование и удобно, и эффективно, если услуга оказывается качественно, так что мы ожидаем дальнейшее развитие и рост вышеперечисленных сегментов как в объеме выручки, так и в совершенствовании технологий и подходов к обучению», — поделилась прогнозом Мария Томилина

Комментарии

  • Сказочная страна. Да не работает дистант в школах. Исследователям заглянуть бы в школу (желательно в замкадье) а не статистику и прогнозы копипастить. Не готовы ни учителя, ни программа учебная, ни ученики. И за два года пандемии мало что изменилось. Наоборот первое время еще пытались позумить теперь же плюнули. Характерно что для иллюстрации статьи взята фотка польской фотостудии )) Ну чтоб поменьше мулаток и азиаток в иллюстрации о "российском" образовании.

    • Соглашусь. Не готова ни школа, ни преподы, ни ученики к дистанту. Прямой перевод оффлайн уроков в онлайн не проходит, по многим причинам. Голубицкий об сем подробно на НГ писал.

      У нас плюнули и на дистант и на вирус слюной, ибо уже достало, и с 14 февраля все ученики и студенты вышли в очное. Ибо они за 2 года вообще уже опухли, одурели и разбаловались до предела на этом дистанте. Невыносимо уже все это для родителей.

      В статье негативный опыт вынужденного дистанта обязательных предметов игнорируется, выпячивается дополнительный ЕдТех, который вообще-то факультативный.