Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в сотрудничестве с российскими врачами обнаружили различия между проявлениями постинсультной афазии и афазии, вызванной удалением глиомы. После операции у пациентов возникают генерализованные речевые нарушения средней тяжести, которые одновременно затрагивают все аспекты речевой обработки. Понимание этих различий позволит врачам разрабатывать более эффективную терапию речевых нарушений, вызванных нейрохирургическим удалением глиом.
Результаты исследования опубликованы в журнале Brain and Language. Афазия — это приобретенное расстройство речи. Человек с афазией теряет способность понимать речь, читать, говорить, писать. Афазия может возникнуть из-за поражения головного мозга, в том числе в результате инсульта, травмы головы, удаления глиомы (опухоли головного мозга, развивающейся из глиальных клеток). Диагноз устанавливают врачи на основании клинических симптомов, данных нейропсихологического обследования, компьютерной и магнитно-резонансной томографии (КТ и МРТ). Методов лечения афазии нет, но занятия с логопедом или нейропсихологом способствуют более быстрому восстановлению речи и, как следствие, улучшению качества жизни.
Большинство исследований нарушений речи проводится на пациентах, которые перенесли инсульт. При этом симптомы речевых нарушений при постинсультной афазии довольно разнообразны, но все они группируются в ряд синдромов (совокупность симптомов). В основе каждого синдрома лежит первичный дефицит, который вызывает симптомы расстройства. Например, синдром сенсорной афазии можно определить по симптому нарушения понимания речи — если пациент не может различать сходные звуки, например «б» и «п». Так происходит потому, что в основе сенсорной афазии лежит первичный дефицит — нарушение фонематического слуха.
Ученые провели диагностику речевых нарушений среди пациентов, перенесших инсульт или хирургическое удаление глиомы, с помощью Русского афазиологического теста. Его разработали специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Центра патологии речи и нейрореабилитации. Это диагностический тест для пациентов с афазией, который позволяет качественно и количественно охарактеризовать профиль лингвистических нарушений, установить вид и степень тяжести афазии.
Затем авторы статьи провели кластерный анализ полученных данных методом k-средних. Этот анализ показал, что у пациентов, перенесших удаление глиомы, фонологический дефицит (то есть нарушение обработки звуков речи) редко возникает изолированно, без нарушения других аспектов речи. Это отличает их от пациентов с постинсультной афазией со специфическим фонологическим дефицитом.
Также ученые выяснили, что у пациентов, перенесших удаление глиом, нарушения абсолютно всех аспектов речи коррелируют между собой, в то время как при постинсультной афазии нарушения затрагивают лишь наиболее связанные аспекты речевой обработки, такие как понимание предложений и текстов либо повторение звуков и повторение слов. Обнаруженные различия авторы объясняют реорганизацией речевой системы пациентов с глиомами.
«Эта патология может развиваться в течение нескольких месяцев или лет. Несмотря на то, что зачастую глиомы вырастают до больших размеров, до нейрохирургической операции у пациентов не наблюдаются речевые нарушения или же они незначительны. Это говорит о том, что в течение медленного роста глиомы произошла реорганизация речевой системы, а операция по удалению глиомы нарушает работу перестроенной речевой системы», — считает один из авторов статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Андрей Зырянов.
Опубликованное исследование показало, что синдромы афазии, развивающейся после удаления глиомы, отличаются от синдромов постинсультной афазии. В большинстве случаев у пациентов после нейрохирургической операции наблюдаются речевые нарушения средней степени выраженности, которые затрагивают не конкретный аспект речевой обработки, а все аспекты одновременно.
«Мы назвали выявленный синдром moderate global aphasia. Это значит, что у пациентов происходят глобальные, неспецифические нарушения в многочисленных аспектах речи, в большинстве случаев средней степени выраженности. Неспецифичность нарушений — то, что отличает афазию после нейрохирургического вмешательства от постинсультной афазии. Понимание этих различий совершенно необходимо для того, чтобы предлагать пациентам эффективную терапию речевых нарушений. Поэтому мы более детально проанализировали эти несоответствия», — объясняет Андрей Зырянов.
Исследователи обращают внимание на то, что обычно эффективность восстановления речи проверяется среди пациентов с постинсультной афазией. Но афазия, возникшая после удаления глиомы, проявляет себя другим образом. Поэтому методы восстановления речи, которые эффективны для пациентов с одним типом афазии, могут совершенно не работать или работать недостаточно эффективно при другом типе. В связи с этим необходимо искать новые подходы и проверять их среди пациентов с афазией различной природы.