Колумнисты

Психологи выяснили, какими качествами, по мнению пациентов, должен обладать идеальный врач

Тюменские исследователи изучили особенности представлений пациентов об образе идеального врача. И не только изучили, но и поделили пациентов на категории в зависимости от предпочтений. Оказалось, что наибольшие затруднения при общении с докторами могут возникать у «замкнутых» пациентов. При этом большинство пациентов требовательны к возрасту, сексуальной ориентации и опрятности врача, а при общении наиболее важными для них критериями являются профессионализм и гуманное отношение.

Свое исследование психологи проводили с помощью специально разработанной анкеты «Идеальный доктор» и методики «Определения жизненных ценностей личности» (must–тест П. Иванова и Е. Колобовой). Анализ личностной направленности пациентов с их коммуникативными ожиданиями позволил выделить пять основных типов пациентов: «замкнутый», «угодливый», «заинтересованный», «духовный», «гедонист».

«В налаживании эффективного терапевтического взаимодействия значительная роль принадлежит доверию пациента, которое формируется с самого первого опыта общения с врачом, – говорит сотрудница Тюменского государственного медицинского университета Гузель Гизатулина. – Именно личностная направленность пациента определяет его представления и ожидания. Руководствуясь этой информацией, врач может подбирать индивидуальный стиль взаимодействия и быть готовым к «типичным» сложностям».

При изучении внешних параметров «идеального врача» ученые обнаружили, что большинство пациентов непритязательны к полу (89%) и вероисповеданию/национальности врача (94,3%). Более 77% опрошенных обозначили желательный возраст доктора в районе 30-40 лет, традиционную сексуальную ориентацию (60%) и опрятный внешний вид (94,3%). Также большая часть респондентов не считают важной составляющей внешнюю привлекательность доктора (63%).

Самой неприятной внешней чертой врача респонденты назвали неопрятность (54%), самыми неприятными проявлениями при общении с ним — грубость (26%) и невнимательность (34%). При оценке предпочитаемых эмоциональных проявлений доктора выявлена потребность пациентов в сочувствии (66%), заботе (66%), вежливости (77%) и приветливости (94%). Желательно, чтобы врач был спокоен (60%), улыбчив (46%), искренен (89%) и проявлял сострадание (49%).

Из наиболее неприятных эмоциональных проявлений доктора респонденты назвали злость (40%) и равнодушие (34%). Большая часть пациентов также готова к равноправному сотрудничеству с врачом – разделению ответственности (80%), есть и те, кто готов полностью подчиняться специалисту (17%).

Однако «замкнутые» пациенты не испытывают потребности в общении. По словам доцента кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета Юлии Мурзиной, такие люди могут усматривать угрозу собственной безопасности при расширении контактов и необходимости быть дружелюбным. У таких пациентов также имеется тенденция не считать важным «проявление заботы врача», что говорит о трудностях в построении коммуникации и доверии к доктору.

В личностной направленности «угодливых» пациентов доминирует ориентация на служение и существует тенденция «произвести впечатление на врача». При этом в выборе врача играет роль «личная симпатия». Интересно, что, как показали исследования, такие пациенты имеют тенденцию к личностному росту, а не к финансовому благополучию. При этом ученые не выявили значимых факторов, затрудняющих общение этих пациентов с врачами.

Для представителей третьего типа пациентов – «заинтересованных» – ключевой является направленность на здоровье. Они считают, что врач не должен принимать больных при негативном отношении, готовы выполнять его рекомендации, однако отзывы знакомых при этом выборе для них не важны.

Четвертый тип пациентов имеет личностную направленность на духовность. «Духовные» пациенты склонны выполнять все рекомендации врача, отрицательно относиться к платной медицине и считают, что доктор не отвечает за состояние пациента. «Вероятно, так проявляется их религиозность или тенденция к фатализму», – говорят исследователи.

Последний тип – «гедонисты» – это пациенты с направленностью на удовольствие. Они считают, что врач не всегда должен знать все о болезни. Люди с направленностью на удовольствие менее придирчивы к доктору, предпочитают быть информированными о своем состоянии и склонны сами заботиться о своем самочувствии, учитывая при этом рекомендации.

«В практической медицине взаимодействие врача и пациента является ключевым. Как показало исследование, большинство пациентов разделяют ответственность за эффективное взаимодействие с врачом и готовы беспрекословно выполнять рекомендации при достаточном доверии к доктору, – заключила Юлия Мурзина. – При совпадении ожиданий пациента с реальным образом врача результатом взаимодействия становится удовлетворенность пациента, как психологическая – настрой на выздоровление, так и физическая – улучшение самочувствия».