К такому выводу пришли специалисты из НИУ ВШЭ. Самыми успешными с финансовой точки зрения оказались 50–70-летние ученые, специализирующиеся в области естественных или технических наук, которые не только имеют предпринимательскую жилку, но и постоянно применяют такие свои навыки.
Эксперты из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провели исследование, посвященное влиянию предпринимательских навыков на социальную стратификацию специалистов, работающих в R&D-организациях. С препринтом работы можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ. Подробнее — в материале IQ.HSE. Предпринимательские навыки имеют особое значение в сфере исследований и разработок, поскольку от них зависит практическое применение результатов работы ученого. При этом одновременно предпринимательство — это навык, который формально не является обязательной составляющей профессии ученого.
Как отмечают авторы исследования (Наталья Шматко, заведующая отделом Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, и Валентина Пермякова, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), в России есть разрыв между увеличивающейся ролью создания и внедрения инновационных технологий и текущей недостаточностью механизмов коммерциализации знаний и разработок.
В ходе исследования ученые использовали методологию международного проекта «Карьеры обладателей докторской степеней» (Careers of Doctorate Holders — CDH), проводимого под эгидой ОЭСР, Евростата и Института статистики ЮНЕСКО. Выборка — стратифицированная многоступенчатая — составила 1742 человека. В процессе реализации проекта стандартные названия предпринимательских навыков, используемые ОЭСР, а также обозначенные на одном из Всемирных экономических форумов (ВЭФ-2015), были переформулированы в вопросы для респондентов.
Авторы также использовали комплексный индекс, направленный на оценку уровня предпринимательских навыков ученых по семи показателям: выдвижение новых идей, разработка новых продуктов, технологий; нахождение практического применения полученным результатам; установление, поддержание и развитие связей и сотрудничества с коллегами, партнерами из других организаций; управление проектом: планирование и контроль реализации работ, ресурсы, дедлайны, стоимость; самостоятельность в работе: выполнение задачи в установленные сроки и с имеющимися ресурсами; обучение, переподготовка, освоение новых методов, технологий, установок и т.д.; публичная презентация (заказчикам, партнерам, покупателям) результатов работы, нового продукта, услуги.
Кроме простого факта владения тем или иным навыком, необходимо было понять его реальное применение на практике, которое оценивалось по пятибалльной шкале Лайкерта: наименьшее количество баллов присваивалось за утверждение «я не применяю данный навык в своей профессиональной деятельности», а максимальное — за утверждение «я постоянно применяю данный навык в своей профессиональной деятельности».
В качестве основных переменных, помимо уровня владения предпринимательскими навыками, учитывались также ученая степень, научная специализация, научная продуктивность (публикации), среднегодовой доход, возраст, гендер, должность на основной работе, сектор занятости (высшее образование, государственный сектор, бизнес), наличие дополнительной работы в предпринимательском секторе.
Результаты анализа выявили несколько групп исследователей с разным уровнем владения и применения в работе предпринимательских навыков. Ученые с наиболее продвинутыми предпринимательскими навыками составляют отдельную группу, аккумулирующую самые высокие профессиональные достижения в сфере R&D.
Они, как правило, имеют ученые степени в области инженерии, естественных наук или математики, активно публикуются и занимают высокие должности в своих организациях или департаментах.
В дополнение к основной работе у них часто есть еще одна или две дополнительных в предпринимательском секторе. Это может быть работа по контракту в коммерческих компаниях, фриланс, консалтинг, индивидуальное предпринимательство. Возраст исследователей варьируется в диапазоне от 50 до 70 лет, чаще всего это мужчины. В этой группе самый высокий среднегодовой доход по выборке — от 1 100 000 рублей и более.
Уровень дохода тех, кто периодически применяет предпринимательские навыки в своей работе, находится в диапазоне от 500 000 до 1 000 000 рублей. И наконец, исследователи, которые редко или вообще не используют предпринимательские навыки в профессиональной деятельности, зарабатывают в среднем от 300 000 до 500 000 рублей или меньше. Чаще всего в этой группе оказывались молодые исследователи, женщины, гуманитарии и специалисты в области сельскохозяйственных наук, работающие в государственном или образовательном секторе.
Также была установлена связь между научной продуктивностью и владением предпринимательскими навыками. Ученые, которые их регулярно применяют, показывают более высокую публикационную активность.
В целом среди опрошенных российских исследователей немалая часть — почти треть — постоянно применяют предпринимательские навыки в работе. И только четыре процента не используют их никогда. Самый распространенный и наиболее часто востребованный навык — тайм-менеджмент, а наименее развитый — умение найти практическое применение своим научным результатам.
Авторы отмечают, что в следующих исследованиях важно проанализировать, есть ли нематериальное вознаграждение за использование исследователями предпринимательских навыков, например в форме признания в обществе.
Комментарии
Жесть, поправьте, если не прав, те люди в 50 лет зарабатывают ~90к рублей в месяц при среднегодовом доходе 1100тыс рублей в год, при том что ты занимаешься наукой и при этом продвигаешь свои идеи в бизнес, такие зарплаты ужасают и неудивительно, что учёные уезжают из России
Коммерчески "успешными", если успехом считать 100 килорублей в месяц, оказываются технари, получившие образование во времена СССР. Ну так других-то технарей практически и нет. При чем здесь коммерческая жилка? Рынок выгребает остатки тех, кто что то знает и может. Да и то, не сильно их балует. 100 в месяц с подрабтками... слова то приличного не найти.