Колумнисты

Предложена новая система тренировок для юных футболистов

Ученые ТюмГУ опытным путем доказали, что упражнения и игры со спортивными предметами, включенные в тренировочный процесс футболистов 5-6 лет, оказывают положительное влияние на динамику развития координационных способностей.

Развитие координационных способностей у юных футболистов – важнейшее условие овладения ими техникой двигательных действий и обеспечения эффективности начальной спортивной подготовки. В практике физкультурно-спортивной работы давно наметились тенденции к ранней специализации и началу занятий футболом с детьми дошкольного возраста. Именно этот период исследователи отмечают в качестве сензитивного (создающего наиболее благоприятные условия) для развития координации движений.

При этом обращает на себя внимание однообразие используемых практиками средств. Нередко занятия превращаются в «натаскивание» начинающих спортсменов на овладение действиями. Это ограничивает возможности полноценного развития координации у детей и ставит под сомнение вопрос достижения ими высоких спортивных результатов в будущем.

Наличие противоречия между необходимостью осуществлять координационную подготовку футболистов дошкольного возраста и недостаточностью научно обоснованных методик, учитывающих возрастные особенности этого периода, определило проблему данного исследования, связанную с поиском эффективных средств и методов развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, занимающихся мини-футболом.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского Центра подготовки спортивного резерва футбольного клуба «Тюмень». В исследовании приняли участие детские тренеры по футболу и мальчики 5-6 лет. На основе опроса тренеров, работающих с детьми, был определен перечень доступных спортивных предметов, упражнения с которыми оказывают развивающее влияние на координационные способности юных футболистов. Помимо футбольного мяча, к ним были отнесены: координационная лестница, обруч, фишки, теннисные мячи, гимнастическая палка, скакалка, фитбол.

За шесть месяцев опытно-экспериментальной работы произошло достоверное улучшение всех показателей, фиксируемых по результатам выполнения пяти контрольных упражнений: челночный бег 3 x 5 м, «бег к цветным мячам», «удар серединой подъема по неподвижному мячу в ворота с расстояния пяти метров», «падающая гимнастическая палка», «перешагивание через гимнастическую палку».

Наибольший прирост результатов отмечен в контрольном упражнении «падающая палка», направленном на выявление уровня развития реагирования и упражнении «удар по неподвижному мячу в ворота», характеризующем способность к реагированию и дифференцированию. Статья «Развитие координационных способностей мальчиков в процессе занятий мини-футболом» ученых ИФК ТюмГУ вышла в журнале «Детско-юношеский спорт».