Историки Тобольска, Тюмени и Уфы изучили влияние петровских реформ на культуру и быт населения Сибири в начале XVIII века и выяснили, что благодаря им этот край стал развиваться вместе с остальной частью страны.
«Основные изменения в области повседневной культуры того времени были связаны с военными и административными преобразованиями Петра I. Именно эти преобразования включили Сибирь, и Тобольский край в частности, в единое общероссийское русло развития, – рассказала доцент ТюмГУ Людмила Суслова.
– Они были связаны прежде всего с изменением системы местного администрирования, появлением медицинских профессиональных кадров и учреждений здравоохранения. В то же время в результате взаимодействия культуры пришлого русского населения и культуры старожилов сформировалась уникальный в своем своеобразии региональный вариант материальной и духовной культуры».
Исследование было выполнено при поддержке РФФИ и администрации Тюменской области. Архивные и опубликованные документы показали, что русские, переселившись за Урал, бережно сохраняли традиции возведения построек, изготовления одежды, домашней утвари. Одновременно с этим происходило усвоение иных традиций: появляются новые элементы в одежде, домашнем обиходе.
По словам исследователей, заметнее всего влияние петровских преобразований проявилось в области здравоохранения. В начале XVIII века медиков включали в состав военных экспедиций. В 1715-1718 годах хирург Томас Гарвин сопровождал посольство в Пекин. Врачей также назначали в свиту направляемых в провинцию воевод. Тобольский воевода князь Михаил Черкасский пользовался услугами доктора Готфрида Херургуса. В результате реформирования армии в 1720 году в Омской, Семипалатинской и Усть-Каменогорской крепостях при военных гарнизонах были открыты лазареты.
В их штате, из-за дефицита отечественных медиков, в качестве лекарей работали и шведские военнопленные. Но все же организация госпиталей, аптек, обеспечение кадрами проходило медленно из-за отдаленности края, его обширности, – пояснили историки. – Население лечилось народными средствами: зверобоем, хвоей, березовыми почками, малиной и другими растениями. Отсутствие больниц и необходимого числа медиков ставило в тяжелые условия врачей, работавших в Сибири в XVIII веке. Существенные перемены в системе здравоохранения в Сибири произошли лишь в 1720—1780-е годы».
Приобщение к достижениям и культуре европейской цивилизации приводили к тому, что население приобретало и «вредные привычки»: пристрастие к курению, алкоголю. Большинство современных исследователей считают, что табак, впервые появившийся в Сибири в XVII веке, привозился из Китая. Как правило, табак приобретался у бухарских и русских купцов, приезжающих в сибирские города из Китая. Через Нерчинскую таможню с 1690 по 1697 годы в Сибирь ввезли 100 пудов табака — в два раза больше ввезенного чая.
«О свободном времяпровождении крестьян-сибиряков известно мало. В досуге служилого населения особое место занимали игры в кости, шахматы, шашки и карты. На культуру и быт сибиряков того времени повлияли военнопленные. Так, в Тобольской губернии пленные шведы организовали частную школу и кукольный театр.
Они лечили местных жителей, участвовали в научных экспедициях, занимались торговлей. Архивные документы показали, что шведы производили пиво и вино. Правительство запрещало продажу крепких напитков вне кружечных дворов, но их продажа была прибыльной, так как был спрос», – пояснила Суслова.
«Влияние шведов на Сибирь в первой половине XVIII века имело место быть. Они вольно или невольно ускорили освоение сурового края и познакомили с элементами западноевропейской культуры, – заключили историки. – Но эта деятельность не была планируемой, а стала результатом необходимости приспособления к пребыванию в русском плену».