В статье историков из ТюмГУ раскрывается образа Ермака, представленного в российском энциклопедическом нарративе первой половины XIX века.
Появление в дореволюционной России полноценных энциклопедических изданий способствовало распространению научных знаний и повышению образованности русского общества, отвечая его запросам и требованиям времени. Исследователи отмечают, что словарно-энциклопедические издания первой половины XIX века в настоящее время недостаточно изучены как историографический источник и памятник социально-общественной мысли.
Статья «Образ атамана Ермака в российском энциклопедическом нарративе первой половины XIX века» историков СоцГум ТюмГУ Александра Чернышева и Светланы Черноморченко вышла в журнале «Вестник пермского университета. История».
Авторы подчеркивают, что особое внимание историков обращает на себя первая половина XIX века, так как в это время возник интерес к прошлому России, к процессу ее развития и, в частности, к истории покорения Сибири казацким атаманом Ермаком, которая нашла отражение в разнообразных жанрах: в публицистике, художественной литературе, а с появлением энциклопедий проникла и в них.
История покорения Сибири представлялась исследователям того времени важной для осознания уникальности и величия Российского государства. Образ Ермака представляет собой субъективное восприятие предметов объективной реальности. На его формирование влияют культурные, нравственные установки, ценности, приоритеты.
В рамках этой работы ученые рассмотрели такие труды, как «Энциклопедический лексикон» А. А. Плюшара (1835–1841), «Справочный энциклопедический словарь» А.В. Старчевского и К. К. Крайя (1847–1855) и «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний» (1863– 1864) под редакцией Ф. Г. Толля.
Ученые в статье отвечают на вопрос, всегда ли в отечественных энциклопедиях образ атамана Ермака и покорение Сибири были достаточно полно отображены. В «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара образ самого Ермака и история его похода в Сибирь были представлены немногочисленными статьями и биографическими персоналиями. Первые упоминания о Ермаке в нем можно встретить в обширной статье «Азия», написанной русско-немецким ученым, востоковедом Яковом Шмитом.
В частности, описывая такую часть света, как Азия, автор не забыл упомянуть о Ермаке с особой теплотой: «был благородного вида, сановит, рост средний, широк в плечах… Лицо плоское, но приятное». В целом, статья «Азия», раскрывая образ Ермака, представляет его в развитии от беглого казака до народного героя: «…в 1578 г. казацкий атаман Ермак Тимофеевич, страшась наказания за свои разбои, с толпой удальцов переправился за Уральские горы и вступил в Сибирь».
Можно сказать, что автор, описывая поход Ермака, попытался показать проблему продвижения христианства и колонизационное движение на Восток, что переопределяет слабый интерес к самой персоне казацкого атамана.
Вышедший следом за «Энциклопедическим лексиконом» А. А. Плюшара «Справочный энциклопедический словарь» А. В. Старчевского и К. К. Крайя (1847–1855) также содержит сведения о Сибири и ее покорении атаманом Ермаком.
В «Справочном энциклопедическом словаре» А. В. Старчевского и К. К. Крайя есть интересный материал, описывающий покорение Сибирской земли атаманом Ермаком и умножение могущества Российского государства, представлен в статье «Ермак, или Герман Тимофеевич». Главный вопрос, которым задается автор статьи, – это происхождение атамана Ермака; он называет его «народным героем», своеобразным «былинным витязем».
Возникновение такого определения – «былинный витязь» – автор поясняет тем, что в народных песнях Ермак чаще всего выступает как незаурядный мифический герой. В былинах атаман Ермак изображался даже «любимым племянничком Киевского князя Владимира», который выступил против пришедших на Русь татар. Данная позиция (игнорирование реального хода истории) автора может объясняться тем, что существовало несколько различных версий о происхождении и статусе казацкого атамана Ермака.
Главным выводом автора является то, что образ Ермака воспринимается прежде всего через нравственные характеристики «чистоты душевной», которую атаман требовал от себя и от своих товарищей. В энциклопедической статье Ермак показан как свободный и глубоко нравственный человек. В «Справочном энциклопедическом словаре» А. В. Старчевского и К. К. Крайя информацию о Ермаке можно встретить в статьях «Селим I», «Сибирские казаки».
В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» (1863–1864) под редакцией Ф. Г. Толля существенного интереса к этой теме нет. Об этом говорит тот факт, что материал был представлен в качестве небольших справочных статей. Личность атамана Ермака и освоение Сибири в дальнейшем были представлены в такой масштабной энциклопедии, как «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
Исследователи делают вывод, что в энциклопедических изданиях начала XIX века личность Ермака и его вклад в присоединение Сибирской земли неразрывно связаны с мотивом честной и преданной государевой службы. Авторы статей описывали атамана как героя, послужившего честно и благородно государству российскому и не искавшего при этом собственной выгоды. Личные человеческие качества Ермака проецировались и на его отряд, который характеризовался как объединение храбрых и нравственных людей, готовых умереть за дело царя и тем самым вписать свое имя в историю.