Site icon Naked Science

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт». «Электропередача» — первый и единственный российский проект архитектора Германа Мутезиуса, представителя немецкого Веркбунда. Электростанция была построена в 1914 году в Московской области (сейчас — город Электрогорск), она сочетала в себе передовые инженерные технологии, революционные идеи энергетика Роберта Классона и новаторскую архитектуру немецкого Веркбунда.

До «Электропередачи» в Москве было возведено три электростанции. «Электропередача» стала первой, построенной без элементов русского стиля, чем выделялась на фоне предшественниц. Эта электростанция, одна из первых в России, была сооружена под влиянием рационализма немецкой архитектуры. С одной стороны, из-за нетипичной для таких построек удаленности от города «Электропередачу» не нужно было встраивать в исторический центр, что давало больший простор воображению архитектора. С другой стороны, авторство проекта до сегодняшнего дня было неизвестно, и полноценно проанализировать задумку архитектора было невозможно.

Строительство «Электропередачи» было предложено энергетиком Робертом Классоном в 1909 году. Предполагалось, что это будет первая в России станция, работающая на торфе. Были созданы проекты главного здания в стиле модерн и эклектичной подстанции (предположительно отечественными архитекторами). Однако в итоге реализовали проект Германа Мутезиуса, в котором нашли отражение идеи рациональной архитектуры, лишенной декоративных элементов предшествующих исторических стилей. Стеклянная крыша (интересно, что в 1905–1907 годах при строительстве ГЭС-2 стеклянную крышу также проектировали, но не смогли реализовать) стала достижением инженерной мысли и важным элементом индустриальной архитектуры.

Герман Мутезиус разрабатывал проект в Берлине летом 1912 года: чертежи датированы 6 и 20 июня (два чертежа), 3 и 6 августа. Авторство Мутезиуса выявила по оригинальным чертежам Юлия Шуленина, исследовательница из Школы дизайна ВШЭ.

«Электростанция давно привлекала мое внимание нестандартной архитектурой, выделяющейся из обычной практики этого периода, — рассказывает исследовательница. — Также это была одна из немногих станций, где архитектора первого сооружения долгое время не удавалось обнаружить. Несколько лет я собирала информацию об электростанции: документы, воспоминания, фотографии разных лет, искала архитектурные чертежи. Многие проекты удалось найти в техническом архиве ПАО “Мосэнерго”. В их числе — пять чертежей, подписанных архитектором Германом Мутезиусом. Я обсуждала находки с Татьяной Гнедовской, специалистом по немецкой архитектуре второй половины XIX — начала XX века, опубликовавшей книгу “Немецкий Веркбунд и его архитекторы”. Действительно, проект «Электропередачи» не значился в списке работ архитектора».

По словам исследовательницы, «Электропередача» Мутезиуса отсылает к известным постройкам в истории архитектуры — к работам Петера Беренса для фирмы AEG в Германии. Переосмысление классического ордера, шестигранный фронтон, стеклянная крыша и другие элементы соотносят здание с Турбинным заводом AEG Беренса и делают «Электропередачу» важным этапом развития архитектуры (Веркбунд заложил основу для Баухауса и ВХУТЕМАСа) и интересной достопримечательностью Московской области.

С 1880-х годов электрические станции возводили в крупнейших городах по всему миру. Россия не была исключением: в начале ХХ века в стране увеличивалось количество промышленных зданий, росли темпы электрификации. На рубеже столетий стало очевидно, что промышленность становится неотъемлемой частью городов и их архитектурного ландшафта. В промышленной архитектуре развитых стран в начале прошлого века активно применяли инженерные конструкции, железобетон, металлические фермы.

Германия в этот период была одной из ведущих стран в области электрификации и индустриальной архитектуры. Новая эпоха, в которой развитие науки, техники и промышленности занимало важное место, предполагала новые подходы к архитектуре и искусству. Важную роль в осмыслении этих процессов сыграл немецкий архитектор Герман Мутезиус.

В 1907 году он прочел лекцию об упадке немецкой архитектуры и необходимости ее обновления. Она разожгла бурную общественную дискуссию и повлияла на последующее создание Немецкого художественно-промышленного союза, Веркбунда (Deutscher Werkbund) в октябре того же года. Деятели искусства и промышленных компаний объединялись вокруг идеи синергии искусства и техники. Их привлекала новая промышленная рациональная эстетика, которую только предстояло создать. Мутезиус стал президентом союза и оставался им вплоть до его распада в 1914 году.

Вероятно, на размышления архитектора о первичности технологического процесса над архитектурной эстетикой повлияла и его работа над «Электропередачей». Мутезиусу предстояло оформить четко рассчитанный технологический процесс и иметь дело с разработками, которые ранее не применялись. Среди них — механизированная подача торфа к котлам с применением элеваторов и высоким напряжением в 30 и 70 тысяч вольт.

В 1920-х годах электростанция была модернизирована. Участие в проекте ее трансформации принял декан архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Эдгар Норверт. «Этот проект — результат тесных связей между Россией и Германией в сфере электрификации. В нем нашел отражение новаторский подход к архитектуре, формировавшийся в начале ХХ века под влиянием развития промышленности», — отмечает Шуленина.  

Exit mobile version