Развитие Арктической зоны — стратегически важная задача для нашей страны. Но из-за крайне сурового климата и территориальной отдаленности освоение этого региона сопряжено с большим количеством рисков для здоровья человека. Каких именно — выяснял студент факультета физической культуры Томского госуниверситета Владислав Фирсов, побывавший в 50-дневной экспедиции на Землю Франца-Иосифа. В ходе экспедиции Владислав проводил исследования, результаты которых показали, что главные риски дальних арктических путешествий и жизни в Арктике — это набор веса и проблемы психологического плана. Результаты исследований помогут ученым ФФК выработать методики снижения этих рисков.
Масштабный экологический проект по уборке арктического региона реализуется при поддержке федеральной программы «Чистая Арктика». Студент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Владислав Фирсов стал одним из четырех волонтеров, прошедших жесткий отбор, в котором участвовали претенденты со всей России.
«Основной нашей целью был сбор мусора на острове Хейса, где находится геофизическая полярная обсерватория имени Э. Т. Кренкеля, — рассказывает Владислав Фирсов. — Вместе с тем у меня были и собственные задачи. Поскольку одним из направлений нашей кафедры является спортивно-оздоровительный туризм, а Арктика — то место, куда многие путешественники хотели бы попасть, мы с моим научным руководителем — доцентом ФФК Анастасией Кабачковой запланировали ряд исследований, которые должны были выявить физиологические и психологические риски».
Мониторинг психофизиологического состояния организма волонтеров проводился от точки старта в Архангельске, затем во время прохождения Белого и Баренцева морей, Северного Ледовитого океана и на протяжении всего проживания участников экспедиции на острове Хейса.
«На проведение детального анализа потребуется около месяца, но и предварительные результаты уже показали очевидные риски, с которыми наша команда столкнулась в ходе экспедиции, — говорит Владислав Фирсов. — Что касается физиологического состояния, одной из значимых тенденций оказался набор веса. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, усиленное питание, которое полагается людям, работающим в условиях сурового климата. Калорийная пища должна давать много энергии, но поскольку на ледоколе ограниченное пространство, тратить эти калории было особо некуда. Даже наличие небольшого спортивного зала и теннисного стола не позволяли достичь нужного баланса».
Во время работы на острове часть энергии удавалось израсходовать в ходе уборки, но тем нее менее, набор веса отмечался у большинства присутствующих. В среднем за 50 дней экспедиции он составил 6-7 килограммов. Но отмечены и положительные изменения. Так, у всех волонтеров нормализовалось артериальное давление. Если во время пребывания в Архангельске перед походом оно было нестабильным, то в конце экспедиции у каждого волонтера тонометр фиксировал норму.
«Физиологическая нагрузка на организм в суровых климатических условиях возрастает, но серьезнее оказалась нагрузка психологическая, — добавляет Владислав Фирсов. — Причин для этого множество, от отсутствия личного пространства до пребывания в условиях перманентного стресса. Во время пребывания на острове он был связан, в первую очередь, с тем, что во время нахождения на улице ты всегда являешься потенциальной жертвой нападения белых медведей. Их там довольно много, но в силу того, что они и многие другие животные на острове — краснокнижные виды, это особо охраняемая природная зона, использовать оружие против представителей местной фауны нельзя».
Во время работ волонтеров оснастили рациями, один из них всегда находился на смотровой вышке. На случай встречи с медведем каждый имел перцовый газовый баллон, эффективная дальность которого достигает восьми метров, и файльшфейер. По статистике он может отпугнуть медведя лишь в 50 процентах случаев. Психологическое давление усугублялось и тем, что ледокол, на котором участники экспедиции прибыли на остров, отправился развозить других исследователей и решать другие задачи.
«Мы остались на острове на 25 дней без всякой связи с миром и возможности быть эвакуированными в случае проблем со здоровьем и других ЧС, — отмечает студент ФФК. — Суммарно психологическая усталость и тревожность накапливались, что было хорошо видно по результатам ежедневно проводимых тестов. Такая нагрузка сложна даже для хорошо подготовленных людей, к примеру, полярников, которые приезжают на станцию на год. Людям, непривычным к подобным условиям, справляться с психологической нагрузкой сложнее».
«Разгружаться» морально помогали общие ужины, которые проводились в выходные. «Островитяне» — волонтеры, полярники, геодезисты, прибывшие для установки оборудования, — пели песни под гитару и гармошку, рассказывали стихи. «Детальный анализ всех собранных данных в совокупности с событиями, которые также фиксировались в журнале, позволит лучше понять структуру психологических рисков, — отмечает Владислав Фирсов. — Полученная информация будет использована в научных статьях, а также послужит основой для разработки рекомендаций по снижению количества психологических рисков у участников дальних арктических походов».