Регионы России сильно различаются по продолжительности жизни людей, и в значительной мере это объясняется неодинаковой популярностью здорового образа жизни. Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ выяснили, что сокращение потребления чистого алкоголя на один литр в год может увеличить продолжительность жизни мужчин на 1,6 месяца, женщин — на 1,8 месяца. В свою очередь, удвоение доли занимающихся спортом дарит мужчинам дополнительный год, а женщинам — девять месяцев.
Результаты были представлены на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) – это демографический показатель, который рассчитывается для каждого возраста и прогнозирует, сколько ещё лет проживет человек. В России он близок к среднемировым значениям: в 2019-м, последнем допандемийном году, ОПЖ составляла чуть больше 73 лет. При этом Россия отличается очень большой разницей в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин: в том же 2019 году ОПЖ для женщин равнялась 78,2 года, для мужчин — 68,2 года. В некоторые годы эта разница превышает 10 лет, в большинстве стран мира она меньше.
Столь же велики различия в продолжительности жизни в разных частях страны. Дольше всего живут в республиках Кавказа (в среднем 76,6 года, максимум — в Ингушетии: 83,4 года), в Москве (78,4) и Санкт-Петербурге (76,3), меньше всего — в Тыве (67,6), Еврейской автономной области и на Чукотке (68,1), в Амурской области (68,7) и Забайкальском крае (68,9). Какие факторы влияют на продолжительность жизни в разных регионах России? Одинаковы ли они для мужчин и для женщин? На эти вопросы постарались ответить авторы работы, сфокусировавшись на факторах, отражающих образ жизни людей.
Существующие исследования показывают, что приверженность здоровому образу жизни хорошо коррелирует с уровнем развития страны или региона: ОПЖ обычно растет с повышением доходов населения, качества образования и доступности здравоохранения, поэтому, чтобы выделить влияние именно факторов образа жизни, нужно сравнивать продолжительность жизни при прочих равных. Статистическая информация об ОПЖ и социально-экономическом положении регионов за несколько последовательных лет позволяет проводить такие сравнения.
Авторы исследования использовали данные Росстата, на основе которых оценили потребление алкоголя (в литрах чистого спирта в год в расчете на взрослое население), долю курящих людей и долю регулярно занимающихся спортом в 2014–2020 годах для 77 регионов страны. Кроме того, они учитывали доходы на душу населения, уровень неравенства, безработицы, долю городского населения, доступность медицины, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и другие переменные, отражающие условия жизни в регионе.
Больше всего алкоголя потребляют в регионах Севера и Дальнего Востока: на Сахалине (в среднем почти 14 литров чистого спирта в год), в Магаданской области, на Чукотке и в Хабаровском крае, а также в Республике Коми, Карелии и Мурманской области, меньше всего — в регионах Юга и Кавказа, а также Тыве (от 0,75 до 3–4 литров в год). Расчеты показали, что повышение потребления алкоголя значимо снижает ожидаемую продолжительность жизни как мужчин, так и женщин. Так, сокращение потребления чистого алкоголя на 1 литр в год (в среднем россияне потребляют по 7,4 литра) может увеличить продолжительность жизни мужчин на 1,6 месяца, женщин — на 1,8 месяца.
Доля курящих женщин также сказывается на ожидаемой продолжительности жизни. Если долю курильщиц снизить вдвое, можно увеличить ОПЖ женщин на 4,6 месяца. Для мужчин четкой зависимости не прослеживается. Выше всего доля курящих женщин на Чукотке (почти 55%), в остальных регионах их меньше половины, самая низкая доля курящих — в южных регионах и на Кавказе.
Занятия спортом повышают ожидаемую продолжительность жизни и у мужчин, и у женщин: удвоение доли занимающихся спортом повышает ОПЖ мужчин на целый год, женщин — на девять месяцев. По популярности спорта лидируют одновременно северные и южные регионы: Мурманская область, Чечня и Дагестан, Сахалин, Чукотка (25–45 процентов населения). В средней полосе России спортом интересуются меньше (минимум — до пяти процентов женщин и до 10 процентов мужчин).
Среди контрольных переменных важными оказались показатели неравенства, обеспеченности местами в больницах, для мужчин также уровень урбанизации (один из самых сильных факторов) и выбросов вредных веществ, для женщин — уровень безработицы.
«Для мужчин ключевой фактор — доля городского населения (уровень урбанизации). Но мы подозреваем, что он берет на себя неучтенный алкоголь, в том числе самогон, который на селе пьют больше, чем в городе, но данных по нелегальному алкоголю нет. На втором месте у мужчин — численность населения на одного врача. А для женщин как раз этот фактор на первом месте. Также сильно влияет неравенство в распределении доходов: чем оно выше, тем ниже ОПЖ. Факторы образа жизни вносят меньший вклад в ОПЖ по сравнению с экономическими и демографическими, но все равно значительный», — рассказала один из авторов работы, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Людмила Засимова.
Авторы исследования приходят к выводу, что ожидаемую продолжительность жизни как мужчин, так и женщин можно увеличить за счет популяризации здорового образа жизни. Однако при разработке такой политики следует учитывать региональные и гендерные особенности.
Комментарии
Надо было учесть и религиозную составляющую регионов
Но если в башне дребедень, то хоть ты пей, то хоть не пей.