Экономические модели прошлых лет показывают, что организаторам аукционов стоит открыто называть цену, ниже которой они не согласятся продать свой товар. Однако, как доказали исследователи из ВШЭ и Университета Торонто, в некоторых случаях оптимальна обратная стратегия.
Результаты работы представлены на семинаре департамента теоретической экономики ВШЭ. Резервная (начальная, отправная) цена отражает мнение продавца о ценности товара и представляет собой минимальную сумму, при которой он согласится заключить сделку. На многих аукционах ее открыто называют до начала торгов, но нередко сохраняют в тайне, например на онлайн-аукционах, при продаже предметов искусства, недвижимости, природных ресурсов. В отличие от публично объявленной, тайная резервная цена может быть пересмотрена, если никто из покупателей не предложил цену выше.
Классические модели аукционов однозначно показывают, что сохранение резервной цены в тайне является проигрышной стратегией для продавца: в ожидании пересмотра цены участники аукциона будут стратегически занижать свои ставки. До сих пор оптимальной стратегией продавца считалось объявление резервной цены, исключающее возможность пересмотра. Однако эта стратегия основывается на предположении о независимости оценок продавца и покупателя друг от друга, которая как раз и нарушается в тех аукционах, где используются тайные резервные цены.
Авторы работы предложили новую модель, в которой оценки продавца и покупателя взаимозависимы и пересмотр дает продавцу возможность улучшить свое представление о ценности товара за счет доступа к ставкам участников аукциона, а значит, принять более обоснованное решение о продаже. «Любые активы, которые не падают или даже растут в цене (лес, предметы искусства, медали, ордена), подпадают под категорию, в которой можно назначать секретные резервные цены. Наверное, самый реалистичный пример — это продажа городской земли под застройку», — пояснил один из авторов работы, доцент факультета экономических наук ВШЭ Павел Андреянов.
Экономисты рассмотрели аукционы на примере продажи леса во Франции. Такие торги организует Национальное лесное управление (Office National des Forêts, ONF), оно же устанавливает резервную цену на каждый лот. Цена остается в тайне и может быть снижена (такое происходит примерно в 40% аукционов).
Вероятность пересмотра резервной цены зависит от количества полученных предложений и их распределения относительно отправной цены. Если ONF принимает решение не продавать участок по цене ниже резервной, поступившие предложения могут быть учтены при расчете резервной цены на повторном аукционе через год.
Особенностью этих аукционов является то, что продавец довольно приблизительно представляет себе состав и ценность лота (например, какие породы древесины есть на участке, в каком объеме и какого качества): отправные цены устанавливаются по итогам инспекций, и, так как ресурсы ONF ограничены, эти оценки не очень точны. Потенциальные покупатели могут и сами осмотреть участок, в результате они нередко обладают более достоверными сведениями о товаре.
Для расчетов исследователи использовали датасет, состоящий из сведений о продаже 2262 участков леса частным фирмам. Для каждого из них известны характеристики лота, цены, предложенные покупателями, отправная стоимость и итог торгов (был ли лот продан и за какую сумму). Всего на продажу было выставлено почти 14 тысяч гектаров леса общей стоимостью 15 миллионов евро.
Предложенная экономистами модель учитывает различия в точности информации, доступной продавцу и покупателям, и те правила, по которым ONF устанавливает и изменяет резервные цены. Авторы работы также смоделировали альтернативные ситуации, чтобы оценить влияние каждого из условий, положенных в основу модели.
Расчеты показали, что, пользуясь правом пересматривать резервные цены, продавец может существенно повысить эффективность перехода лесных участков в частные руки. Однако прибыль уменьшится за счет ожидаемой реакции игроков (снижения ставок) на регулярные пересмотры. Таким образом, повышенная эффективность тайных резервных цен сопровождается косвенным субсидированием покупателей за счет продавца.