Анкетирование показало, что на протяжении последнего года дефицит компетенций испытали почти четверть преподавателей. Половина из них остро ощущала нехватку технологических компетенций, что значительно превышает долю их целенаправленного развития через обучающие мероприятия (37%). Оказалось, что профессиональные компетенции, несмотря на второе место по дефициту (31%), в большей степени удовлетворяются за счет университетских программ академического развития (61%), что свидетельствует об эффективности управленческих подходов к развитию академических работников.
Кроме того, исследователи обнаружили дисбаланс формирования компетенций межличностного взаимодействия: их нехватку ощущают 16% респондентов, в то время как развитие через университетские программы получили 27%, что превышает показатель дефицита.
«Наибольший разрыв между дефицитом и развитием наблюдается в технологических компетенциях, где разница составляет 20%. Показательно, что каждый восьмой респондент (12%) на протяжении последнего года вырабатывал лидерские компетенции при ощущаемом дефиците в 18%. Это указывает на своевременность совершенствования университетских программ укрепления лидерского потенциала преподавателей как элемента стратегического управления человеческими ресурсами», — сообщила профессор кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ Галина Ефимова.
Преподаватели разных возрастов отметили снижение субъективно ощущаемого дефицита в отношении большинства компетенций. Это может объясняться достижением ими достаточного уровня к зрелому возрасту в рамках программ управления академическим развитием преподавателей.
Результаты опубликованы в журнале «Социологическая наука и социологическая практика» и могут быть полезны исследователям управления высшим образованием, а также руководству вузов при разработке комплексной стратегии управления академическим развитием научно-педагогических работников.
