Старшеклассники из числа коренных малочисленных народов Севера имеют некоторые преимущества перед «некоренными» сверстниками в преодолении трудностей профессионального выбора. Они обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости, стремлением к взрослому поведению, мотивированностью и самостоятельностью. К таким выводам пришли специалисты ТюмГУ.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Образование и наука». Работа ученых была направлена на выявление субъективных оснований для формирования личностной готовности к выбору профессии у обучающихся и проживающих в условиях Арктики. Свое исследование психологи и педагоги проводили на базе образовательных учреждений Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюмени среди подростков 14–17 лет.
Экспериментальную выборку составили 16 представителей коренных малочисленных народов Севера (6 юношей и 10 девушек) — ненцев. В контрольную группу вошли 103 старшеклассника — 49 юношей и 54 девушки.
«Cтаршеклассники из числа коренных малочисленных народов Севера субъективно более устойчивы, чем «некоренные» учащиеся, в сложных жизненных обстоятельствах. К таким трудным моментам, безусловно, относится и выбор профессии, – рассказала доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Галина Кухтерина.
– Изучение готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников-северян демонстрирует их большую самостоятельность, автономность, а сама ситуация принятия решения о начале профессиональной деятельности внушает им больший оптимизм, нежели «некоренным» сверстникам. Они склонны расценивать необходимость профессионального выбора как позитивную возможность».
Кроме того, результаты исследования показали, что у коренных ненцев в целом ниже, чем у «некоренных» их сверстников, показатели напряженности и чувствительности, психоэмоциональной симптоматики и удовлетворенности повседневной деятельностью. Одновременно старшеклассники арктических территорий демонстрируют более высокие показатели изменения настроения, значимости социального окружения, самооценки здоровья по сравнению с «некоренными» сверстниками.
Как пояснили педагоги, все это может быть продиктовано спецификой жизни в суровом природном климате и связанной с этим необходимостью более раннего взросления в отличие от «некоренных» сверстников, которые воспитываются в тепличной атмосфере и пользуются всеми благами современной цивилизации.
«Представители молодого коренного населения Севера являются ценным ресурсом для развития арктической зоны, поскольку они довольно рано начинают ориентироваться на профессиональную самореализацию и при этом обладают навыками выживания и большей приспособленностью к жизнедеятельности в экстремальных климатических условиях», – комментирует результаты исследования Людмила Федина.
Отметим, что обеспечение благополучных перспектив той части света, что находится за полярным кругом, занимает особое место в мировой научной повестке. Имеющие долгую историю проблемы этносов, проживающих на северных территориях, обостряются экологическими, биологическими, социально-экономическими изменениями, которые наблюдаются в современной Арктике.
В работе использовались такие психодиагностические методики, как «Шкала субъективного благополучия» в адаптации В. Соколова и опросник «Профессиональная готовность» А. Чернявской. С целью выявления статистически значимой взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и готовности к профессиональному выбору у респондентов применялся метод корреляционного анализа Спирмена.