Колумнисты

Бабочки в животе: челябинские ученые рассказали, ждет ли россиян переход на продукты из личинок

«Мясо», выращенное в пробирке из стволовых клеток животных, искусственно созданные «куриные» яйца, гранулы и пюре из личинок черной львинки, мука из сверчков — нет, это не фантазии авторов антиутопий, сегодня это наша возможная гастрономическая реальность. И она уже отчасти наступила в Европе. В ЮУрГУ рассказали, ждет ли Россию в ближайшем будущем переход на «насекомоядность».

Тенденция к сокращению поголовья скота в мире остается неизменной, такие европейские страны как, например, Норвегия, Чехия и Германия вовсе стремятся к закрытию всех своих скотоводческих ферм. Кормить и содержать животных достаточно дорого, особенно, если сравнивать с упрощенностью, дешевизной и экологичностью разведения червей и членистоногих, которых можно переработать в пищу.

Захлестнувшие Европу пищевые тренды уже настигают и Россию. Например, в Челябинске ученые агроинженерного университета получили патент на производство биогумуса при помощи мухи черная львинка, также из продуктов ее жизнедеятельности планируется приготовление пищевых продуктов и кормов для животных. В ближайшем будущем локальные отечественные производители планируют производить и добавлять высокобелковую муку из сверчков в хлеб, макароны, печенье и конфеты (такие обогащенные продукты будут промаркированы).

Нутрициологи и диетологи утверждают, что мука из этих прямокрылых опережает по содержанию белка говядину, свинину, птицу и рыбу, содержит много железа и аминокислот, необходимых для роста мышц.

В некоторых странах насекомые не считаются экзотикой: испокон веков их едят в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Однако в русской пищевой культуре употребление насекомых противоестественно.

Директор высшей медико-биологической школы, заведующая кафедрой пищевых и биотехнологий Южно-Уральского госуниверситета Ирина Потороко уверена: в настоящее время в России достаточно продовольственных ресурсов, чтобы обеспечить население пищей. Однако для сохранения качества традиционных продуктов необходимо контролировать изменения свойств продовольственного сырья. В связи с глобальным потеплением климата назревает, к примеру, вопрос о селекции новых видов зерновых культур, которые будут несклонны к полеганию во время продолжительных дождей и устойчивы к воздействию опасной плесени.

«Для того, чтобы страна не потеряла эти ресурсы, необходимо разрабатывать новые технологии эффективного использования разнокачественного продовольственного сырья, – считает доктор технических наук Ирина Потороко. – Конечно, возможно использование различных пищевых добавок из альтернативных видов сырья. Но очень бы хотелось сохранить аутентичность тех продуктов питания, которые в России известны издревле и имеют свою историю и так привычны для потребителя!».

Промышленное выделение белков из нетрадиционного сырья – из личинок мухи черная львинка – обосновано накоплением полноценных белков. Существует опыт использования личинок в качестве корма для рептилий, амфибий, рыб, ежей и птиц. Использование выделенных белков для пищевых продуктов требует иных регламентов. Важно отслеживать, возможность присутствия сопутствующих веществ, насколько правильно и чисто была выделена их фракция.

Рискованно употребление продуктов из этих личинок прежде всего тем, что при попадании хотя бы одного недостаточно очищенного компонента в организм человека могут развиться паразитарные болезни. Кормом из личинок тропической мухи можно кормить животных, но необходимо контролировать, как такое питание будет отражаться на здоровье скота, чтобы мясо животного оставалось безопасным для употребления человеком.

Как сторонник традиционной пищи Ирина Потороко считает, что сегодня у страны нет нужды в массовом предложении такой радикальной альтернативы привычным продуктам питания. Нужно лишь пересмотреть отношение к тому, что мы имеем: технологически адаптировать знакомое продовольственное сырье к условиям, которые влияют на его качество. Если мы сохраним свои природные ресурсы и научимся их по-новому перерабатывать, мы еще долго будем жить в тех пищевых традициях, которые были привычны нашим предкам.