Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ.
Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly. Обучение в аспирантуре — время, когда молодые ученые начинают активно строить свой научный путь. Исследования показывают, что поддержка руководителей, коллег-ученых, семьи имеет важное значение в работе аспирантов над диссертациями. Решающую роль в интеграции их в научное сообщество играет подразделение, в котором они работают. Эта институциональная поддержка важна не только с точки зрения получаемых знаний. Традиции, чувство принадлежности и общности, которые формируют и развивают кафедры, лаборатории, департаменты или школы, в равной степени важны для аспирантов.
Традиционно система аспирантуры в СССР, а затем и в России основывалась на модели наставничества. Подготовка будущих ученых в основном ограничивалась общением между аспирантами и их научными руководителями. Первые учились немного, и их учеба была направлена в первую очередь на развитие академических навыков и компетенций. В 2013 году, когда был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в системе аспирантуры произошли существенные изменения. Она получила статус третьей ступени высшего образования и новую цель — создать условия для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров.
Исходно переход к такому статусу означал значительное повышение образовательной нагрузки аспирантов. Нормативные изменения 2021 года частично ослабляют эти требования: теперь организации вправе сами распределять образовательный и научный компоненты. Так или иначе, текущая модель аспирантуры предполагает и больший контроль за прогрессом молодого специалиста со стороны сотрудников подразделений, и, как следствие, большую включенность аспирантов в научные коллективы.
Однако на практике индивидуальная работа с научным руководителем осталась главным элементом подготовки аспирантов. Чтобы понять, как подразделения поддерживают молодых ученых и зависит ли от этого их уверенность в том, что они успешно защитят диссертацию, исследователи Центра социологии высшего образования Высшей школы экономики опросили 992 аспиранта из шести российских университетов, что составляет примерно 40 процентов аспирантов этих вузов.
Результаты показали, что академическая поддержка от коллег в подразделениях не стала массовой практикой. 8–38 процентов респондентов получали поддержку от коллег и только 4–23 процента — от руководителей подразделений. Более опытные коллеги чаще всего комментировали текст диссертации или будущих публикаций аспирантов. Большинство из них по-прежнему работали только со своими руководителями.
Исследователям удалось выявить шесть типов поддержки аспиранта со стороны департамента. Их отличает друг от друга то, кто именно вовлечен в работу с аспирантом (научный руководитель, руководитель подразделения или другие сотрудники) и какие функции выполняют старшие коллеги (экспертные или организационные). Хотя для большей части (58 процентов) аспирантов все еще характерно получать поддержку только от научного руководителя, среди выделенных типов есть также и полное отсутствие поддержки (11 процентов), и максимальная включенность всех сотрудников, в том числе руководителя подразделения (пять процентов).
Как показал дальнейший анализ, отсутствие поддержки снижает уверенность аспиранта в том, что он защитит диссертацию. При этом чрезмерное вовлечение сотрудников подразделений в работу с аспирантами оказывается менее продуктивным, чем активное вовлечение научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников.
Как правило, студенты рассчитывают на поддержку руководителей не только в работе над исследованием. Спектр трудностей, с которыми сталкиваются аспиранты, широк. Среди них — пробелы в исследовательских навыках, организационные и психологические трудности, сложности в планировании карьеры. Все эти вопросы научный руководитель не может решить в одиночку. Выходом из ситуации может стать поддержка коллег по подразделению.
«Наше исследование восполняет несколько важных пробелов, — отмечает директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. — Большинство предыдущих работ в этом направлении были сосредоточены на изучении академической поддержки аспирантов со стороны научных руководителей, а не более широких исследовательских сообществ, в частности со стороны его подразделения.
Полученные результаты показывают, что важно рассматривать академическую поддержку аспирантов как более сложное, комплексное явление. В ней может по-разному сочетаться работа разных людей и типы их поддержки. Такой подход ставит новые вопросы об оптимальном балансе между поддержкой, контролем и автономией на пути аспиранта и закладывает основу для новых исследований в этой области».