Астрономия

Легендарная обсерватория «Аресибо» окончательно разрушилась

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.

Подробностей пока немного, об инциденте сообщает Дебора Марторель (Deborah Martorell) в своем Twitter-аккаунте. Эта женщина — сертифицированный американский метеоролог, а также амбассадор Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) и Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA). Судя по опубликованным ею фотографиям, поддерживающие платформу с облучателями колонны не выдержали повышенной нагрузки и обломались около вершин.

Национальный научный фонд США (NSF) написал, что неконтролируемое разрушение произошло около 8 часов утра и в результате никто из персонала не пострадал. Кроме того, организация пообещала оказать поддержку ученым и местным жителям впоследствии. Что под этим подразумевают — неясно.

Нижнее фото — состояние телескопа 30 ноября, верхнее — 1 декабря / ©Deborah Martorell, Twitter

Окончательное разрушение произошло менее чем через две недели после того, как NSF принял решение закрыть обсерваторию. К такому неутешительному завершению работы легендарного телескопа привела череда технических проблем. Началось все с того, что в августе оборвался вспомогательный трос, поддерживающий на весу платформу с облучателями. Его просто вырвало из крепления на одной из трех железобетонных колонн. Падая, трос повредил защитный купол вторичного облучателя и привел к разрушению немалой части основного зеркала.

Более двух месяцев инженеры и ученые искали пути укрепления конструкции. Необходимо было не только восстановить поддерживающий трос, но и сделать так, чтобы проблема не повторялась. По одной из версий, причиной выскальзывания троса стало значительное превышение срока службы телескопа. Обсерваторию построили в 1963 году, и с тех пор она практически непрерывно функционировала. При создании многих элементов конструкции «Аресибо», в том числе креплений троса, никто не рассчитывал более чем на полувековую эксплуатацию.

План работ приняли только в начале ноября, но разрушился еще один трос — на этот раз основной, несущий всю нагрузку. Ирония в том, что ремонт планировали начать буквально через пару дней. Причем опасность заключалась в том, что второй трос не выскользнул из крепления, а лопнул. Это означало, что вся конструкция испытывает нагрузки, значительно превышающие ее запас прочности. Эксперты выражали опасения дальнейшего каскадного разрушения всего телескопа, из-за чего через неделю и приняли решение его полностью закрыть. К счастью, во время обоих инцидентов с тросами никто не пострадал.

За 57 лет работы обсерватории «Аресибо» на ее базе было сделано множество важнейших наблюдений и открытий. Например, ученые подтвердили существование нейтронных звезд, обнаружили первый миллисекундный пульсар (PSR 1257+12) и заподозрили водяной лед в приполярных областях Меркурия. Наконец, именно этот телескоп отправил в сторону шарового звездного скопления M13 знаменитое «послание „Аресибо“» — своеобразный «привет» другим цивилизациям от землян.

Комментарии

  • Всего-то стоило вовремя заменить эти тросы а не тянуть пока оно начнет рушиться. Неужели никто не догадывался что телескоп уже не новый и пора бы маленько починить? Впрочем примерно то же происходит сейчас с МКС.

    • Осмотр и выдача заключений по состоянию конструкций мостов, и прочих нестандартных сооружений - штатная услуга, в любых странах полно небольших контор (3-5 человек), занимающихся этим, типа стройархнадзора. Состояние и прочность несущих конструкций умели выявлять еще молотками Кашкарова в эпоху задолго до перестройки, когда еще даже не было неразрушающего ультразвукового контроля прочности.

      Это не такое простое дело - замена основных несущих тросов в вантовых конструкциях.

      Нужно временно перевесить несущий вес на резервные тросы. Если при стр-ве не были предусмотрены запасные гнезда в мачтах для ввода резервных тросов - все, суши весла.

      Даже если гнезда такие есть, резервные тросы, и кучу к ним всякого хлама еще нужно купить или взять в аренду.

      Ремонт вантовых висячих конструкций - непростое и крайне дорогое дело. Поэтому, часто знающие люди с улыбкой смотрят на новейшие мосты в Китае, Франции и т.д. Погодите, ребята, поглядим, как вы через лет 50-70 запоете, когда эти красавцы сыпаться начнут....

    • 820 тонн. Высота 150 метров. Заменить -- раз плюнуть, ага

      • Времени было достаточно. 60 лет эксплуатации это не раз плюнуть. Опять же как-то эти тросы устанавливали и полвека назад и все получилось. А сейчас что строительная индустрия деградировала? Другой вопрос что никто этим не занимался, пока оно не начало рушиться. Тогда конечно уже было поздно. Ну и проект по поддержанию в рабочем состоянии старого телескопа наверное не входил в приоритеты NASA. Это ведь не полет на Луну или хотя бы к МКС. А без денег задача становится неподъемной, это так.

        • Пока не выскользнул из крепления поддерживающий трос в августе -- все было нормально. И это очень крутая обсерватория, там за всем следили хорошо. Это из разряда тех ситуаций, вероятность которых слишком мала, чтобы их решение закладывать на этапе проектирования