Антропология

Ученые выяснили, как наши предки освещали пещеры

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.

Работа опубликована в журнале PLOS One. Известно, что наши предки часто использовали пещеры в качестве жилья, но мало что известно о том, как они их освещали. А ведь чтобы проникнуть в наиболее глубокие уголки, необходим был постоянный источник света, который не сильно бы коптил и давал людям возможность дышать и видеть.

Ученые из Университета Кантабрии (Испания) решили выяснить, как это делали наши предки, проведя серию экспериментов в испанской пещере Isuntza 1. Их исследование было основано на археологических данных, найденных в аналогичных палеолитических пещерах. Авторы работы использовали пять различных факелов, сделанных из смолы плюща, можжевельника, дуба, березы и сосны, а также два варианта каменных ламп с животным жиром (костный мозг коровы и оленя) и небольшое кострище из можжевеловых и дубовых веток.

Выяснилось, что каждый тип освещения подходил для разных целей. Вероятно, древние люди так и поступали: «включали» тот тип света, который подходил к той или иной пещере и задачам, необходимым для выполнения в ней. Так, для исследования широких пещер, видимо, требовались факелы, сделанные из нескольких палочек, поскольку они излучали свет во всех направлениях, их было легко транспортировать и они не ослепляли факелоносца. Интенсивность таких светильников была почти в пять раз больше, чем у масляной лампы.

Факел горел в среднем 41 минуту, но минимум — 21, максимум — 61. А вот «горелки» — стационарные «факелы» — имели тенденцию постоянно гаснуть, поэтому требовали тщательного наблюдения. Основным недостатком факелов, как выяснили исследователи, было большое количество дыма. Каменные лампы на жире же, вероятно, использовали для освещения небольших помещений. Горели они слабее, зато не требовали постоянного поддерживания и не чадили. Ученые сделали вывод, что все эти типы освещения могли использоваться как по отдельности, так и вместе.

Комментарии

  • "Авторы работы использовали пять различных факелов, сделанных из смолы плюща, можжевельника, дуба, березы и сосны"
    Ольга, прошу прощения, но у дуба нет никакой смолы. Это не смолистое дерево. Ровно то же и береза - какая у берёзы смола? Её нет. И плющ аналогично - нет у него смолы.

    • Про дуб не скажу, но сгущенный березовый деготь в народе называют "вар", а также "смола", и на вид и по качества на смолу он и похож.

      • Я так понимаю, речь о палеолите. То, что в палеолите гнали дёготь, пока чистая фантазия. Вообще говоря, нонсенс. Сама работа - какая-то чисто умозрительная - вероятно, видимо... "Выяснилось, что каждый тип освещения подходил для разных целей. Вероятно, древние люди так и поступали: «включали» тот тип света, который подходил к той или иной пещере и задачам, необходимым для выполнения в ней. Так, для исследования широких пещер, видимо,"
        Проецировать поджоги этих факелов можно как угодно и на что угодно. Но никакой достоверности в отношении фактов прошлого эти упражнения не дают, на мой взгляд. То, что они выяснили, что факел мощнее жировика-светильника - это можно было бы и без поджигания догадаться.)

        • Надо в пещеры криминалистов запустить, чтобы собрать и прояснить все следы осаждений летучих (горючих) веществ на стенах и потолках древних обитаемых пещер... Там столько трещинок и пор в камнях, что даже после десятков тысяч лет можно для анализа набрать достаточно материала искусственного и биологического происхождения.
          Учитывая, что древние люди были не дурнее русских крестьян, вряд ли они тратили время на выделение смол из и так горящих палочек и щепочек. Наиболее вероятно, что пользовались они для освещения лучинами и кострами...

    • Авторы работы приводят табличку в которой указано из чего сделаны факелы с указанием веса ингредиентов. В основе факела было конечно дерево (можжевельник) с добавлением животного жира, коры и т.д. Упоминается смола сосны, да. Березовая кора и береста - для лучшего розжига. Плющ как трут и скрутка. Все вполне разумно. Откуда началась пурга про березовую смолу и смолу плюща - хз, не стал искать. При желании можно прочитать более подробно в пдф с фотками факелов и описанием. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0250497.s004

      • По крайней мере, авторы оригинальной статьи про смолу плюща, дуба и берёзы не писали. Уже хорошо. По-честному надо поправить в здешнем материале. А то читатели, особенно горожане, подумают, что у берёзы с дубом есть смола. Дезинформация дело нехорошее.

        • Достаточно поставить запятую после смолы )) А шуму-то сколько...

          • Разумеется, виноват я. )
            Надо было просто бесшумно пройти стороной.

  • "два варианта каменных ламп с животным жиром (костный мозг коровы и оленя)"
    - мудрено как то. Костный мозг люди с удовольствием кушали, даже сырой. Тем более, что горелки с ним "имели тенденцию постоянно гаснуть".
    "небольшое кострище из можжевеловых и дубовых веток" - звучит более правдоподобно.

  • Идиоты, шли бы лучше работать на завод, чем такую херню изучать. Пещерные люди для таких дебилов оставили много наскальных рисунков.

    • Батенька, на современном заводе тоже приходится много чего изучать. У меня родственник в Армавире на станках с ЧПУ работает, знаю не понаслышке. Однажды он, будучи еще учеником, чуть-чуть не ту кнопку нажал - и потом полгода платил за ущерб, за бракованную продукцию.

      А вообще-то цивилизация - это и есть изучение всякой "херни", как вы глубокомысленно изволили заметить. Сие несладкое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы жизнь им медом не казалась, как заметил другой "глубокомыслитель" в одной старой книжице.

  • А вообще-то я тоже что-то засумлевался. У нас сосны смолистые в Боровом растут, но смолы на них - с гулькин нос. Чтобы средний факел обмазать, наверное, нужно 2-3 квадратных километра леса облазить и соскребывать потеки смолы со стволов. Замучаешься. Впрочем, трудозатраты в каменный век никого не интересовали.

    Да и вообще горит ли она, смола сосновая? Там ведь нет ни спирта, ни нефтепродуктов, разве что эфир какой -нибудь захудалый?

    • Смола сосновая горит хорошо, там летучий агент - скипидар, как смесь всего летучего. Канифроль (в составе смолы сосны) тоже горит хорошо. Смолы набрать с хвойных не проблема. С ёлок ещё проще - у них крупные желваки смолистые. Думаю, и с сосен наскрести тоже нетрудно - гораздо проще, чем убить животное. Но говорить о смоле с дуба или берёзы как-то непонятно - у них нет смолы. Плющ - вообще непонятно, как и почему он затесался в набор осветительной техники. Почему именно плющ? Известные мне плющи тоже не дают смолы. Дёготь выгоняли - но нет никаких данных о выгонке дёгтя в палеолите. Это не такое простое дело - смолокурение. Это перегонный куб, это нагрев в посуде до термического разложения, отведение паров, охлаждение. Из палеолита неизвестна никакая термостойкая посуда, на которой готовили бы на огне хоть что-то - не говоря о более сложной перегонке.

      Поэтому говорить о смолах берёзы, дуба или плюща как-то абсолютно непонятно. Что это за смолы, и откуда они могли взяться у пещерного человека.

  • Древние были гораздо умнее нас нынешних - иначе нас бы не было. Скорее всего и на освещение они использовали животные жиры, как и для пошива одежды шкуры, а факелы из подручной растительности, чтобы не было лишней работы. Принцип максимальной эффективности в достижении целей жизнеобеспечения был и остается основным условием выживания и развития человечества. Именно изобретательность и накопление позитивного опыта способствовали и общественно - экономическому прогрессу и дальнейшему размножению человечества, как вида.