Оружие и техника

США могут превратить часть F-22 в «агрессоров»

В рамках реформирования Военно-воздушных сил США часть истребителей пятого поколения F-22 Raptor могут превратить в «агрессоров»: самолеты, играющие на учениях роль вероятного врага.

О новых планах относительно F-22 рассказал глава Боевого авиационного командования ВВС США генерал Майк Холмс. Роль «агрессоров» в будущем могут исполнять F-22 ранней постройки.

Предполагается, что концепция позволит максимально эффективно подготовить пилотов Военно-воздушных сил для борьбы с современными угрозами. Под ними чаще всего понимают российские и китайские истребители нового поколения.

Напомним, КНР еще в 2017 году приняла на вооружение собственный истребитель пятого поколения J-20. Российские ВВС должны были получить первый серийный Су-57 пятого поколения в прошлом году, однако машина разбилась во время испытаний.

Chengdu J-20 / ©wikipedia

Эскадрильи «агрессоров» — далеко не новое явление для ВВС США. Такой подход начали применять после Вьетнамской войны: тогда американские самолеты A-4 и F-5 имитировали советские МиГ-21 и МиГ-17. Идея использовать истребители пятого поколения для имитации внешней угрозы тоже не нова: ранее для этой цели решили использовать F-35.

Комментарии

  • Вообще непонятно, в чём здесь новизна - когда кто-то из своих изображает врага. По-моему, это применялось везде и всегда. "Красные" на учениях отражали атаки "синих". Хоть на флоте, хоть в армии. Что до авиации, то уже в курсе боевой подготовки КБП-72 пилотов Су-9 упражнение 115 официально называлось "полёт за цель". Лётчик, выполнявший его, поднимался в стратосферу на высоту 18 км и шёл по прямой на форсаже со скоростью М=2. Он изображал американскую крылатую ракету "Хаунд-Дог", для перехвата которой в том числе и создавались Су-9. Второй летчик, тренировавшийся по перехвату "Хаунд-Дога" (упражнения 98, 100, 108, их там много было конкретно по "Хаунд Догу", в разных ситуациях и вариантах), в это время тоже уже находился в стратосфере, он искал цель в воздухе и выполнял учебный перехват её, то есть первого самолёта. Если получалось.)) Снимок страницы из лётной книжки лётчика-перехватчика с записями полётов по упражнению 115 "Полёт за цель" прикладываю - там два таких полёта, один записал в самой нижней строчке.

    • Это как посмотреть. Если США не делали такого раньше, а теперь решили сделать вероятного противника невидимками, значит всерьез опасаются чужих стелсов и готовятся к борьбе с такими самолетами. Скорее впрочем китайскими чем нашими.

      • Это естественно. Эпоха стелсов наступила, надо тренироваться по адекватным целям. Короче, когда самолёты одного полка гоняются друг за другом в тренировках, это естественно и было всегда.

    • Трудновато, наверное, на Су-9 с ракетами РС--2УС перехватить "Хаунд Дог". Похоже, что ракета названа в честь одноименного рок-н-ролла.
      https://youtu.be/lzQ8GDBA8Is

      • Это было очень трудно. Через час доберусь до компьютера, напишу подробнее, если хотите. На боевых РС-2УС пару раз даже верхом ездил, когда их подкатывали на тележке к самолёту для подвески под пилон.

        • Если не затруднит, поделитесь воспоминаниями, благо это уже явно не военная тайна.

          • Могу сфотографировать и показать как эти полеты записывались в летной книжке) там четко видно как проходил полет, сколько в стратосфере, сколько на потолке. Стандартно в стратосфере минут 18, из них на потолке 8. Приходилось успевать перехватывать, времени было мало, и все на форсаже, а топлива всего три тонны триста, если без подвесных баков. Бывало, выходя из атаки, забывали выключит форсаж , потом катапультировались из-за этого ) а цель попробуй найди, ее же и днём не видно, только поприцелу искали, а ночью и тем более. Но, конечно, заводили на цель с наземного контура наведения. Даже когда цель бывало видео визуально, лететь за ней самому нельзя, иначе не перезватишь; только выполнять наведение наземного контура для правильного захода в атаку. . Доеду до компа, напишу, если вам интересно)

          • Большое спасибо, очень интересно, не знал, что Су-9 мог перехватывать сверхзвуковую цель на встречных курсах, и про перехват с отставанием, и остальное. Не подскажите, за сколько км РЛС Су-9 обнаруживала цель типа истребитель? бомбардировщик? Еще писали, что на Су-9 ставили пушки, как на Су-15 (УПК-23-250), но не думаю, что это пошло в войска.

          • Километров за двадцать обнаруживал истребителя. Более крупную цель почти так же. Пушек не было.

          • "Хаунд-Дог" в высотном варианте шёл на большой высоте, выше потолка Су-9. Его высота полёта до 18 км, но в реальности могла идти выше, до 20 км. Перехватывать её сбоку было нереально. Перехватывали вдогон с отставанием - перехватчик выводился наземным комплексом наведения впереди "Хуанд-Дога" и ниже на километр - полтора, занимал курс цели и на сверхзвуке при М=2 ожидал прохода цели над собой, после чего задирал нос и производил пуск ракеты. Также тренировались перехватывать в лоб, называлось "перехват цели на больших скоростях сближения". Времени для перехвата было в обрез. чтобы подняться на Су-9 в стратосферу, нужно было правильно выполнять профиль полёта на потолок - сразу после взлёта форсаж иногда не убирался, на высоте 11 тысяч самолёт переводился в горизонтальный полёт, лучше чуть со снижением, и если форсаж был выключен - включался для горизонтального разгона. На этой горизонтали переходили на сверхзвук, доводили до 1,7М, после чего требовалось задрать нос с большим тангажом, градусов 30, и держать скорость М=1,7 по махометру при наборе высоты до потолка. на потолке нос опускался в горизонт, и тогда самолёт разгонялся до М=2 - 2,1.

            После этого, если цель шла сбоку, надо было выполнить вираж (горизонтальный полёт по кругу с креном) на сверхзвуке - крен нужен был, чтобы быстрее поворачиваться по горизонту и обшаривать горизонт радиолокационным прицелом, ловя цель. Как только на экране прицела цель появлялась, крен убирался, и начиналась погоня, с входом в атаку.

            РС-2УС была тем трудна, что требовала после пуска удержания цели в центре радиолокационного прицела, в полуградусной окружности, до самого попадания ракеты. А ведь цель маневрирует. Но ракета шла по равносигнальной зоне, требуя наведения радиолуча на цель - наводил лётчик только с помощью ручного пилотирования самолёта. Соответственно, после того как ракета подрывалась, надо было вовремя и правильно выйти из атаки - поражённая цель становилась дозвуковой и валилась, а самолёт мог попасть в зону её кусков и осколков. Сама ракета запускалась красиво, ночью становилось светло как днём от её факелов, ощущалось даже как бы подёргивание, когда она сходила с пилона. Ночью было видно, как из сопел ( они у неё на бок ракеты выведены, факелы отходили в стороны от корпуса) выбрасывало мелкие кусочки топлива, и они догорали в реактивных струях такими искрами.
            Пару страниц с записями полётов на перехват "Хаунд-Догов" прилагаю. Некоторые периоды только ими и занимались) Всегда летали в стратосферу на перехват. На фото обвёл, как читается полёт в стратосферу - непосредственно в стратосфере время записывалось дробью, над чертой общее время минут в стратосфере, под чертой - на боевом потолке.

          • В стратосфере треугольное крыло держалось только на сверхзвуке, а сверхзвук только на форсаже. После выхода из атаки форсаж надо было убрать, и выпустить тормоза. Но бывали случаи, что не убирали. Один такой случай хорошо помню, упомянул его в одной статье месяц назад, вот тут, если хотите - https://www.popmech.ru/technologies/573104-tayna-forsazhnogo-plameni-kak-rabotayut-dvigateli-istrebiteley/ но там редакторы не дали рассказать толком, всё порезали, да ещё и полк ПВО назвали ВВС ))) И другие неточности надобавляли редакторы, но ладно, следующие разы проконтролируем)

            Поэтому так и тренировались на перехват "Хаунд-Догов" - парой работали: один идёт за цель, другой перехватывает; иногда при сближении отрабатывали и сближение на больших скоростях - у цели две единицы М, и у перехватчика, итого скорость сближения достигала 4М, это для 18 км практически 1200 м/сек (в стратосфере скорость звука неизменна по высоте и составляет 295 м/с - это первые 15 км стратосферы, но дальше никто никогда не поднимался, хотя там температура растёт до нуля Цельсия наверху стратосферы. Но это не для авиации высоты)) Вот на самом первом фото видно, что одновременно полёт за цель и перехват в лоб - упражнение 115-86, днём на Су-9. Это как раз оно и есть.

          • А так, бывало, после пуска РС-2УС вроде уходит нормально, прошла километр - и вдруг начинает ходить туда-сюда, как бы флуктуировать; видно, что пытается войти в равносигнальную зону радиолуча, но что-то у неё не так работает. Эти рыскания становятся всё больше, пока не сваливается вниз, прекращая полёт к цели. Так тоже случалось. Тогда, если удаление до цели позволяет, запускали вторую ракету, третью. Но обычно больше двух РС-2УС не вешали, два других пилона занимали ракетами с тепловой ГСН. Итого две тепловых, две РС-2УС. Вот надо было с этим добром на четырёх пилонах правильно выходить на сверхзвук и подниматься на потолок. )) Су-9 вообще сложный был. Сложнее всего посадка, не прощал даже мелких ошибок - сразу проносило мимо торца полосы. Посадочная была 280 км/ч - как сейчас взлётные скорости) Причём заходили с большим углом, нос задран, полосу плохо видно. Но приспосабливались. Как-то раз при посадке у одного самолёта левая нога сломалась, самолёт упал крылом на полосу - а там была неотстрелянная РС-2УС, пуск в полёте не произвели, не помню почему. Она сразу сорвалась с пилона и полетела отдельно от самолёта, обгоняя его - самолёт полз по бетону, а ракета скакала вперёд такими большими скачками, метров по сто, и когда ударялась об полосу, частично разрушалась. Потом там ходили собирали куски пороха, который из двигателя вываливался - такие гибкие резиновые трубки чёрного цвета, как шланги высокого давления на дизелях. Ракета так и развалилась на куски в конце своих прыганий. Боевая часть не взорвалась - взрыватели надёжные были.

          • В общем, эти сообщения надо читать снизу - последние наверх выстраивает, первые снизу. Про стрельбу ракетами РС-2УС можно рассказывать много, как и про поиск цели. Изредка цель оказывалась видна визуально, это бывало, когда с земли подсказывают, что "цель у вас должна быть справа, удаление 35-40 км". Лётчик сперва всё же глазами посмотрит в горизонт. И иногда при удачном освещении видно в горизонте еле заметную искорку. Тогда от неё не отрывают взгляд, чтобы не потерять, и тихонько дают крен в сторону цели и тянут ручку на себя - и терпеливо дотягивают, пока луч прицела не довернётся по горизонту до цели. Тогда бац! - на экране появляется отметка цели. Контроль удаления, и дальше только сближение начинать и после догона вход в атаку. Но перехват был делом сложным. Не все имели к нему талант. Некоторые лётчики хорошо выполняли посадки, например. некоторые полёт по приборам. Некоторые пилотаж в зоне. А некоторые - хорошо делали перехваты, но не все. После лет трёх-четырёх подготовки в полку после выпуска из училища, у среднего лётчика получалась только половина перехватов, или даже меньше. И так всю службу - перехват гарантировать не получалось. Но были талантливые перехватчики, их всегда ставили в хвосте, когда полк вылетал на боевые стрельбы - когда передние промахивались, эти перехватчики добивали все цели, и полку ставили пятёрку по итогам. Таким давали квалификацию "лётчик-снайпер", обычно на тысячу лётчиков первого класса один становился лётчиком-снайпером. Знак, соответственно, нагрудный, запись в лётной книжке. Для хорошего перехватчика нужна была своеобразная нервная система или психика - способность к верным расчётам при пилотировании. Перехват это прежде всего внутренний расчёт, осмотрительность, учёт текущих параметров полёта и самолёта - сколько тонн остаток, скорость, двигатель, где находишься, как заходить к аэродрому и на посадку, хватит ли топлива, как спускаться с высоты, сколько тормозить, сколько оставить скорости, и прочая цифирь; ну и конечно техника пилотирования.

          • Ну вот как-то так примерно...) Боюсь перегрузить писаниной.