Самолеты ? 2013

Самое главное в аэронавтике: пять ключевых событий уходящего года.

Тенденция, доминировавшая в 2013-м, налицо: одни летательные аппараты становятся легче, проще и экологичней, а другие ? мощнее, умнее и быстрее.

 

Atlas: Премия Сикорского

 

На старых кинохрониках смельчаки, пытающиеся взлететь, бешено вертя педали сложных машущих механизмов, смотрятся забавно. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним: в июне 2013 года вертолет на мускульной тяге AeroVelo Atlas принес своим разработчикам 250 тыс. долларов Премии Сикорского. Это первый подобный аппарат, который (вместе с человеком, крутившим педали) сумел продержаться в воздухе больше минуты и подняться выше 3 м, оставаясь в пределах площадки – квадрата со стороной 10 м.

 

AeroVelo Atlas

©Aero Velo

 

X-47B: лучший друг авианосцев

 

В мае секретный беспилотник X-47B впервые самостоятельно взлетел с борта американского авианосца Джордж Буш, находившегося в море ? с помощью катапульты, разумеется. Несколько раз облетев судно и сблизившись с ним, чтобы продемонстрировать свои способности работать и взаимодействовать в такой обстановке, ? после чего улетел для посадки на ближайшую базу ВВС. А уже в июле X-47B проделал обратную операцию: поднявшись с суши, он долетел до авианосца и совершил посадку на его борт. И все это ? без пилота на борту и даже без помощи оператора, полностью самостоятельно! Это достижение разработчиков Northrop Grumman трудно переоценить: подобные маневры сложны даже для опытных летчиков, а для дронов до сих пор казались просто невероятными.

 

©Northrop Grumman

 

 

Беспилотник X-47B  

©MIL3010

 

Skyflash: как в кино

 

Команда немецкого изобретателя Фриц Энгер (Fritz Unger) представила свою новую разработку ? персональный реактивный ранец Skyflash. Пара крыльев, которые крепятся за спиной, приводятся в действие небольшими реактивными двигателями. Система контролируется бортовым компьютером, а текущие данные отображаются на 8-дюймовом мониторе, расположенном на руке пилота. Но самое интересное в проекте ? изменяемая геометрия крыльев, которые способны принимать оптимальные положения для взлета, посадки и полета на высоте. Пока что проект продолжает разрабатываться: в сентябре состоялись первые летные испытания.

 

©skyflashteam

 

Waverider: надежный гиперзвук

 

А в мае прошли уже четвертые испытания знаменитого и противоречивого проекта Boeing X-51A Waverider. На этот раз они закончились сравнительно успешно: перспективный гиперзвуковой беспилотник был сброшен с борта бомбардировщика В-52Н и набрал рекордную скорость 5,1 Маха (почти 5500 км/ч). Спустя 3,5 минуты аппарат был контролируемо затоплен в Тихом океане. После живописной неудачи на прошлых испытаниях, когда Waverider буквально разорвало на куски, это отличное достижение. Уникальная технология полета, при котором беспилотник движется на гребне создаваемой им ударной волны, может вскоре привести к появлению совершенно новых ? уже не сверхзвуковых, а гиперзвуковых систем вооружения.

 

©defenseupdate

 

SR-72: разведчик из будущего

 

Представители Lockheed Martin в ноябре заявили о начале работы по созданию аппарата, который должен заменить легендарный SR-71 Blackbird, стратегический сверхзвуковой разведчик, способный подниматься аж до стратосферы ? выше 25 км. Новый аппарат SR-72 будет столь же внушителен, как и предшественник: длина его составит около 30 м. Серийный реактивный двигатель сможет разгонять его до сверхзвуковой скорости, а движение на гиперзвуке обеспечит дополнительный воздущно-реактивный прямоточный двигатель. На самой границе с космосом самолет сможет развивать до 6 Маха и преодолевать до 5400 км. Пока неясно, будет ли он пилотируемым, беспилотным, или тем и другим, по обстоятельствам. На службу SR-72 должен встать в 2030 году.

 

SR-72

©Lockheed Martin