Оружие и техника

Представлен новый немецкий танк «Пантера KF51»: как «Армата», но без необитаемой башни

В последний раз немецкий танк получал имя «Пантера» в 1940-х, во времена Второй мировой войны, причем вооружение для него разрабатывал Rheinmetall-Borsig — предшественник разработчика и нынешней новинки.

На международной выставке Eurosatory 2022, которая проходит с 13 по 17 июня в Париже, официально представили новый основной боевой танк от Rheinmetall — KF51 Panther. KF значит «Kettenfahrzeug» (гусеничное транспортное средство). Какой-либо конкретной информации о новинке не так много: нет никаких данных о заключенных контрактах, параметрах брони и бронепробиваемости машины.

Тем не менее общее описание танка от производителя серьезно напоминает другой основной танк, представленный несколько лет назад в совсем другой стране. Несмотря на это, в специальной брошюре, посвященной новой «Пантере», Rheinmetall считает ее фактором, меняющим правила игры.

Рекламное видео нового танка / ©Rheinmetall

Ключевой особенностью нового танка называют 130-миллиметровую пушку. Впервые для немецких (да и вообще серьезных западных) танков речь идет о калибре больше 120 миллиметров. Ранее самой мощной западной пушкой была Rheinmetall Rh-120 (c длиной ствола в 55 калибров), стоящая на «Леопард-2» и «Абрамсах» (лицензионный вариант). Новое 130-миллиметровое орудие формально представили еще на Eurosatory в 2016 году, в ответ на появление данных о российском танке «Армата». Последняя вооружена пушкой 2А82, энергия выстрела которой на 17% выше, чем у Rheinmetall Rh-120/L55.

Кроме того, российская пушка оснащена полноценным автоматом заряжания, отсутствующим на серийных современных немецких и американских танках (в ее автомат загружено 32 снаряда). А вот новое немецкое 130-миллиметровое орудие превосходит энергию Rh-120/L55 уже на 50% — то есть примерно на 30% мощнее российской 2А82. Вес 130-миллиметровой пушки (с вспомогательными системами) — 3000 килограммов, а 2А82 — 2700 килограммов. Впервые для немецкого танкостроения пушка имеет полноценный автомат заряжания, куда загружено 20 снарядов (после их окончания остальной боекомплект надо загружать в автомат вручную).

Фото с выставки Eurosatory 2022. Пусковая беспилотника-камикадзе HERO 120 на танке нового типа. Каждый такой дрон может летать до 60 минут на удалении до 40 километров от запустившего его танка. Масса боевой части БЛА 3,5 килограмма, он может поражать бронетехнику и окопанные огневые точки противника / © Rheinmetall

В отличие от «Арматы», «Пантера KF51» имеет спаренный с пушкой пулемет калибра 12,7 миллиметра. Российский танк оснащен пулеметом калибра 7,62 миллиметра в отдельной подвижной автоматизированной установке над основной частью башни.

Немецкий производитель упоминает, что на его машину можно установить вспомогательное дистанционно управляемое вооружение. Конкретно в экземпляре на выставке это пулемет калибра 7,62 миллиметра. Также упоминается, что в башню можно интегрировать систему для пуска ударного беспилотника-камикадзе HERO 120.

Необитаемая башня танка Т-14 на платформе «Армата» / ©Wikimeda Commoms

Танк имеет не только пассивную защиту (броня), но и реактивную (вероятно, динамическую броню, интегрированную в корпус, как у «Арматы»), а также некую «активную защиту». Причем последняя может применяться против бронебойных снарядов.

Скорее всего, речь идет о каком-то аналоге «ударного ядра». Вероятно, это вариация на тему «Афганита» — комплекса активной защиты «Арматы», способной в том числе сбивать в воздухе подкалиберные снаряды противника, летящие к танку.

Поскольку танк имеет автоматизированное заряжание, его базовый экипаж — три человека, хотя Rheinmetall отмечает возможность нахождения четвертого человека — например, для управления бортовым беспилотником.

Вид с одного из рабочих мест экипажа танка «Пантера KF51» / © Rheinmetall

Согласно информации от компании, вес танка — 59 тонн, запас хода на одной заправке — 500 километров. То есть он на шесть тонн тяжелее российского аналога, но имеет такой же запас хода.

Фирма-разработчик утверждает, что KF51 — первый представитель нового поколения боевых машин. Однако из ее описания крайне сложно понять, какие именно черты танка «Пантера KF51» не имеет «Армата». Различия между ними, впрочем, есть: если у российского танка башня необитаема (что заметно по ее малому размеру), а экипаж находится в отдельном отсеке за лобовой бронеплитой, то немецкая машина имеет обычную компоновку и стандартное размещение экипажа с обитаемой башней, известные с Первой мировой.

Комментарии

  • "То есть он на шесть тонн тяжелее российского аналога, но имеет такой же запас хода."
    Скорее всего смогли создать более мощный, но достаточно надёжный двигатель.

    • Запас хода от мощности двигателя не зависит. Он зависит от массы топлива. Вероятно, топлива в этом танке больше. Двигатель на нем, однако, вряд ли мощнее: на Т-14 стоит дизель с мощность в режиме мирного времени 1350 л.с., и в режиме военного времени (при включенном формировании) -- 1800 л.с. Сообщавшиеся в открытых источниках данные по мощности мотора новой "Пантеры" -- примерно 1400 л.с.

      • Он зависит от массы топлива

        И от экономичности двигателя.

        • Да, вы правы, экономичность двигателя играет роль. Например, Т-34 тратил на 100 км вдвое меньше топлива, чем немецкий Pz.IV., хотя весил, само собой, больше него (ибо брони поболее)

          Однако, я склонен думать, что сейчас такого разрыва быть не может. В конце концов, немцы после войны осилили переход на дизельные танки. Да и вообще, смотрите, как подтянулся их технический уровень: не прошло и полувека после внедрения автомата заряжания на советских танках, как в Германии тоже освоили полноценный автомат заряжания (!). Пусть и не в серийном танке, но хотя бы в концептуальном. Невероятное же достижение, если учесть, сколько они к нему шли.

          Думаю, и разрыв в экономичности двигателя теперь далеко не такой чудовищный, как когда-то. Скорее всего (судя по Леопардам, 300 л на 100 км), новый немецкий танк тратит лишь на десятки процентов больше топлива на километр, чем "Армата". Вряд ли разрыв такой же суровый, как в ВМВ.

          • немцы после войны осилили переход на дизельные танки

            Дизельные моторы они вполне себе неплохо делали и во время войны. Однако в бронетехнику они их не ставили. А всё потому, что у них было мало дизельного топлива. Процессы Фишера-Тропша и Бергиуса-Пьера плохо подходят для получения дизтоплива, а нефти для получения количеств горючего, потребных для снабжения танковых частей в райхе не было. Так что дизельные моторы в райхе не устанавливали в танки не оттого, что немцы "ну-тупыииии"(ц), а оттого, что для у них тупо не хватало солярки. Как только нефти стало хватать, так немцы тут же стали делать очень даже приличные дизельные моторы для танков.

            не прошло и полувека после внедрения автомата заряжания на советских танках, как в Германии тоже освоили полноценный автомат заряжания

            А он раньше им был нужен? Ведь почему в мировом танкостроении автомат заряжания не особенно востребован? Он громоздок, сложен в обслуживании, в случае поражения его вражеским снарядом детонирует всё его содержимое, гарантированно уничтожая танк вместе с экипажем, и, ко всему прочему, хорошо обученный заряжающий первые несколько выстрелов заряжает гораздо быстрее любого автомата заряжания. Опять-таки, заряжающий занимает меньше места, нежели автомат заряжания с мало-мальски приличной вместимостью. Так что единственная причина появления автомата заряжания в KF51 это её пушка с весьма потяжелевшим боеприпасом, а не то, что "ну тупыииии"(ц) немцы раньше не могли сделать автомат заряжания. Просто раньше он не был им нужен.

          • Извините, но вы пытаетесь рассуждать на тему, которой не знаете. Более половины нефтепродуктов на 1941-й год (и примерно половину потом) Германия получала никак не по процессу Фишера-Троппа, а из нефти Румынии и проч. Более того: процесс Фишера-Троппа позволяет получать когазин-II, то есть синтетическое дизтопливо.
            То есть сырья для солярки было более чем достаточно. Проблема была именно в дизеле -- сделать его танковый было сложно, о чем писали и сами немцы.
            "а нефти для получения количеств горючего, потребных для снабжения танковых частей в райхе не было"
            Справочно: Рейх получал миллионы тонн сырой нефти в год. Этого было достаточно для обеспечения потребностей его немногочисленных танков. Тем более, что дизеля бы потребовалось в два раза меньше, чем бензина.
            "А он раньше им был нужен? "
            Конечно был. Просто сделать его сложно -- отчего на западных танках его так долго и не было.
            "Ведь почему в мировом танкостроении автомат заряжания не особенно востребован"
            Очень востребован. Попытки сделать его нормальным на Западе идут десятки лет. Просто сложно это.
            " Он громоздок, сложен в обслуживании"
            Вы не пробовали взглянуть на этот автомат? Справочно: он компактнее места заряжающего и самого заряжающего. Именно поэтому советская школа танкостроения его и выбрала: это позволяло сокращать бронеобъем, то есть уменьшить вес танка не снижая его защищенность.
            " в случае поражения его вражеским снарядом детонирует всё его содержимое"
            Простите, но вы фантазируете на тему, о которой ничего не знаете. Как и с Фишером-Троппом и нефтью в хозобороте Третьего Рейха.

          • Это же донда)
            Он либо бессмысленно ругается, либо не менее бессмысленно надувает щеки...

          • Это же донда)

            У которого в голове засел один тезис "Запад™ всё делает правильно и хорошо" 🙄 под него он и подгоняет объективную реальность. Надувание щек и бессмысленная ругань это просто защитная реакция 😂 если тезису угрожает опасность.https://wildfauna.ru/klop-vonyuchka

          • Как же тогда объяснить, что аз был ещё на ранних прототипах совершенных танков? Тут мой друг вы не правы. Я понимаю, что считать весь мир тупее себя это очень удобно но все же. Что касательно попыток сделать АЗ для танка, то представьте были и готовые аз, но для запада в них не было необходимости (могли бы просто у французов скопировать если он им был прямо так нужен) . Что касается объема под аз. То да, если усадить на него экипаж, он займет меньше места. А вот если попытаться хоть немного подумать о людях и их безопасности, то автомат начинает занимать больше места, посмотрите на Леклерк или тайп 10, ну или к2. Башня у них не сильно меньше чем у леопарда 2

          • Вы ошибаетесь если считаете,что вы умнее всех , раз используете автомат заряжания. Дело тут не в тех развитии, а в его надобности. Ибо прости конечно, но условный негр Джо может быть полезенее автомата заряжания, ибо это просто доп руки. Ну и а случае его контузии его роль на себя возьмёт другой член команды. А что будет при поломке АЗ?

          • Автомат заряжания имеет и преимущества и недостатки, но вы напрасно считаете себя умнее всех, если не в курсе что АЗ применяется не только в России. И даже ваши впопузацелованные пиндосы хотели сократить негра Джо. Как впрочем экспериментировали и с необитаемой башней. Но потом случился развал СССР и программа переоснащения Абрамсов попала под сокращение бюджета.
            https://topwar.ru/154055-tankovye-avtomaty-zarjazhanija.html
            https://topwar.ru/45964-proekt-m1-abrams-block-iii-ssha.html
            https://zen.yandex.ru/media/kitchenmag/m1-abrams-cattb-amerikanskii-tank-so-140mm-pushkoi-5af54d4ad7bf21907250ff13

      • Танковый дизель на Леопардах-2 - один из лучших в мире. Мощность - 1500 л.с., может быть легко форсирован до 1800.
        С дизелями у немцев проблем не было никогда и собственно они были лидерами в их разработке и производстве. В ВМВ они их мало использовали в сухопутных войсках по причине специфического топливного баланса Германии - вся солярка шла на флот.

        • Осторожнее! Мой комментарий о положении с соляркой в клятом Райхе и со сравнением достоинств автомата заряжания и человека-заряжающего был удалён.

        • "Танковый дизель на Леопардах-2 - один из лучших в мире. Мощность - 1500 л.с., "

          Простите, а какое отношение ваш комментарий в этой своей части имеет к моему?

          "С дизелями у немцев проблем не было никогда"

          Были -- именно поэтому в ВМВ танковый дизель они так и не осилили. И если бы вы ознакомились с источниками по вопросу, то и сами бы это знали.

          "В ВМВ они их мало использовали в сухопутных войсках по причине специфического топливного баланса Германии - вся солярка шла на флот."

          Вы рассуждаете о вопросах, о которых ничего не знаете. Потребности немецкого флота в солярке были весьма далеки от тех, которые немцы могли соляркой покрыть. Если бы вы интересовались вопросом, то знали бы, что 0,1 млн грузовиков в Рейхе (вовсе не для флота, а для армии) ходили как раз на солярке. Вот только для танка дизель оказалось сделать посложнее, чем для грузовика.

      • Больше мощности - больше веса при сохранении скоростных характеристик.

  • А в фарах у него неонка?) али светодиоды) вертикальный ход ствола похоже в сумме не более 30°

    • Ну это ведь не зенитка )) у Арматы углы вертикальной наводки +15, -7 углы больше 30 вообще встречаются редко. Например угол +35, -20 (в сумме 55) был только на древнем Renault NC27. У Т-90 чуть больше 30 (+15, -20)

      • Надо спрашивать нашего баллистика, Николая Ц., зачем танки с обратной стороны горочки иногда стреляют)

        • Я бы не поручился, что баллистик Цыгикало теперь "наш" 😉 Может сейчас Точки-У наводит, что-то его давно не видно.

          • Он совсем другой формации человек.

          • Не люблю эту тематику. Люди иногда не понимают, что есть совсем другие люди.

        • Чтобы прикрыть этой горочкой свой корпус.

          • Думаю чтобы увеличить дальность стрельбы. Корпус можно и закопать)

      • Насколько я знаю у т 90 угол вниз менее 10°. На западных обычно около 10 вверх примерное до 25

  • Будет стоить миллионов 100 евро, партия штук 100-120, и вес его скорее вырастет до 60-70 тонн (на Западе танки имеют склонность к утяжелению по сравнению с первоначальным проектом) , то что написали здесь еще предварительный вариант. Аромата скорее всего будет в варианте с 152 мм пушкой и тактическими ядерными снарядами. https://youtu.be/SQJa3mOEz1k

    • Если конечно хоть когда-нибудь появится в войсках

  • Надо в бою смотреть, лучше ночном, как он в прицеле светится на 3-4 км.!

  • Ну наконец то. С обитаемой башней и автоматом заряжания, как Т-64? Дак башня и есть его самое уязвимое с беспилотника место. Попадет под РСЗО или 152 или вертолет или 120 миномет. Главное было внести разницу в калибр. А дальше дело техники. Думаю одного калибра и беспилотника, помните на Армате не захотели вдруг делать? А на этом вдруг да сделали? Чудеса? Не думаю. Вопрос к тем кто решил на Армате не делать беспилотник. Сам по себе калибр вопрос не решает. Потому что и он не бессмертный.

  • Армата с декабря 2021 года в серийном производстве

  • Армату после Сирии доработают, а это вообще неизвестно,что за крендель. Как то курдам уже дали супер пупер сверх Мохаммед Али брусли Жан Клод Ван Дамма сгорели в первый же день. Этот не лучше будет

  • То был польский стелз-танк, теперь вот немецкий. Ждём англицкий и американский.

    • Товарисчи в отрочестве переиграли в Red Alert, видимо...))

  • Похоже танк из разряда технодемки, типа впарить богатым странам, за одно новый ствол обкатать, Армата рассчитана на 152мм когда назреет необходимость

  • На Армату есть вариант со 152 мм пушкой. Такие калибры были на сталинских "Зверобоях")))

    • Там была короткоствольная гаубица в 28 калибров. Сейчас будет что-то радикально мощнее)