Оружие и техника

Европейцы договорились о разработке истребителя шестого поколения

Великобритания, Швеция и Италия подписали соглашение о разработке истребителя шестого поколения по программе Tempest. Машина может появиться в 2030-х.

Европейцы полны решимости создать собственные истребители шестого поколения без прямого участия США. Как стало известно, министры обороны Великобритании, Италии и Швеции в декабре минувшего года подписали трехстороннее соглашение, предполагающее совместное создание новой машины.

Договор получил название Меморандум о взаимопонимании по программе FCASC. Он регулирует основные принципы равноправного сотрудничества между государствами — участниками программы. Соглашение затрагивает различные сферы деятельности, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Tempest / ©Team Tempest

Предполагается, что меморандум откроет путь к новым договорам, в результате чего стартует полномасштабная разработка истребителя.

Участники программы довольно давно обговаривают начало ее реализации. Еще осенью прошлого года, во время проходившей в Лондоне выставки DSEI, оборонные компании из Великобритании и Италии подписали Декларацию о намерениях, предполагающее сотрудничество в создании авиасистемы.

Напомним, концепт истребителя шестого поколения Tempest представили на авиасалоне в Фарнборо в 2018 году. Как тогда сообщалось, для разработки машины компании BAE Systems, Leonardo, MBDA и Rolls Royce объединили в группу Team Tempest. Изначально предполагалось, что ведущую роль будут играть британские инженеры: по всей вероятности, так и будет в ходе дальнейшей реализации программы.

Макет Tempest / ©ВАЕ Systems

Судя по представленному в 2018 году макету, самолет может получить два отклоненных в стороны киля и два двигателя. Фонарь хотят сделать беспереплетным. Предполагается, что машина сможет действовать как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях. Подобно представителям пятого поколения, самолет должен быть предельно малозаметным.

Что касается сроков разработки, то сейчас конкретные выводы, очевидно, делать рано. Вероятно, серийную версию мы увидим не ранее конца 2030-х. В ВВС Великобритании, Италии и Швеции машина должна сменить самолеты Saab Gripen и Eurofighter Typhoon.

Tempest — не единственная программа разработки истребителя шестого поколения, реализуемая сейчас в Европе. Она будет конкурировать с программой, которую реализовывают Франция, Германия и Испания. Создаваемый по ней самолет имеет условное обозначение New Generation Fighter. Мы могли видеть его макет на прошлогодней выставке в Ле-Бурже.

Комментарии

  • Есть ли на вооружении европейских стран НАТО стратегические бомбардировщики и разрабатывают ли они такие самолеты?

    • Нету и не разрабатываются. Им попросту некого стратегически бомбить.

      • Строго говоря стратегические бомбардировщики потеряли свою актуальность 60 лет назад с появлением стратегических ракет наземного и морского базирования. У Великобритании и Франции есть подводные лодки со стратегическими и крылатыми ракетами, этого более чем достаточно для ядерного сдерживания. Да и дальность современых тактических и палубных истребителей с несколькими дозаправками, вооруженных крылатыми ракетами, вполне сопоставима с дальностью европейских бомбардировщиков "Вулкан" и "Мираж IV", снятых с вооружения в 1984 и 2005 годах соответственно.
        То, что стратегические (дальние) бомберы остались у России, США и Китая - это больше вопрос престижа, чем практической пользы.

        • Во времена холодной войны стратеги постоянно находились в воздухе на боевом дежурстве. Такой самолет (как впрочем и АПЛ) способен пережить первый ядерный удар, а значит гарантирует нанесение ответного. На чем собственно и держится доктрина ядерного сдерживания. Что до "престижа" так содержание стратегов дело затратное. Европейцы в этом плане долгое время полагались на США, но похоже тем надоело платить за европейскую безопасность. А "некого бомбить" это розовые сопли диванных либералов. Ядерное вооружение нужно для того чтобы никому не пришло в голову бомбить тебя.

          • Во времена холодной войны стратеги постоянно находились в воздухе на боевом дежурстве. Такой самолет (как впрочем и АПЛ) способен пережить первый ядерный удар, а значит гарантирует нанесение ответного.

            Ни хрена он (в отличие от ПЛАРБ) не гарантирует. Самолет - не ракета, сбить его намного проще. На боевом дежурстве их держали ровно до тех пор, пока не построили достаточно ракет.

          • Ладно,. ладно лодки круче. Стоимость больше раза в полтора-два но это вполне компенсируется лучшей скрытностью и вооружением. Вот только строятся они у нас лет по десять. Бомбер даже новый сделать намного быстрее и можно модернизировать старые. А вообще-то статья про истребители ))

          • Новый бомбер строить - геморрой еще тот. Очень дорого и не понятно зачем. Потому никто и не строит, кроме США и Китая. у которых деньги куры не клюют, и России, которая деньги никогда не считает.

          • Строить а не разрабатывать. Разработка в России пока не идет дальше эскизных проектов самопальных рендеров и отдельных узлов. Чего там у ПАК ДА никто не знает.

          • "Никто не знает" - да Вы просто повторяете мои слова! Ну и кто из нас Фома неверующий?
            То, что толком никто (из публики) не знает, это - правда, но вообще то пишут, что уже начали строительство и изготовили образец двигателя.

            https://rg.ru/2020/05/26/v-rossii-nachalos-stroitelstvo-stels-bombardirovshchika-pak-da.html

            https://rg.ru/2020/12/23/izgotovlen-opytnyj-obrazec-dvigatelia-dlia-pak-da.html

            П.С. Возобновить строительство Ту-160 сейчас - это подвиг не меньше, чем его разработка во времена СССР. Насколько оправдан был этот подвиг - на мой субьективный взгляд - совершенно не оправдан. Ну хорошо, хоть двигателю нашли применение на ПАК ДА, хотя по идее, для нового самолета должен быть качественно иной двигатель - дозвуковой и желательно максимально "холодный".

          • Вы просто повторяете мои слова!

            Слегка по другому поводу )) "фомы" были с Кинжалами и Цирконами которые в отличии от ПАК ДА испытаны и поставлены на вооружение.

          • А вот я Вас и поймал. Ни "Кинжал", ни тем более "Циркон" на вооружение не приняты. Принятие на вооружение - не такой простой и скорый процесс. Испытываются - да, но подробности не афишируются. "Циркон" просто испытывается, "Кинжал" на опытно-боевом дежурстве - т.е. фактически на этапе войсковых испытаний. Ну и коли пишут о строительстве первого экземляра и испытании двигателя ПАК ДА - значит разработка завершена. Никто не начинает строить самолет по незавершенному проэкту.
            Кстати, насчет использования двигателя от Ту-160 - не удивлюсь, если ПАК ДА будет сверхзвуковым.

          • Степень готовности Кинжалов и Цирконов заметно выше или опять будете спорить? Что до разработки двигателя так вы как раз ошибаетесь это вполне отдельный процесс. Совершенно не обязательно разрабатывать двигатель под конкретный самолет. Наоборот. Сплошь и рядом один и тот же двигатель применяется на разных машинах.

          • Вам лишь бы поспорить, не вдаваясь в смысл спора. На вооружение К и Ц нет, и мы о них практически ничего не знаем - это раз. Если официально сообщили, что ПАК ДА начат постройкой - значит так оно и есть и разработка в основном закончена (и сомневаться, как Вы - нет никаких причин) - это два. Сплошь и рядом один и тот же двигатель применяют на разных машинах - но требования к Ту-160 и к ПАК ДА настолько различны, что должны быть это как минимум весьма отличающиеся модификации - например, если новый бомбер будет дозвуковым, есть прямой смысл демонтировать форсажную камеру и увеличить степень двуконтурности, если все таки сверхзвуковым - как минмум принять меры для снижения То выхлопа.