Беспилотный аппарат MQ-25 Stingray впервые в истории авиации дозаправил пилотируемый самолет. Благодаря таким БПЛА в будущем американские Военно-морские силы смогут расширить возможности боевой авиации.
Соединенные Штаты провели первую в истории мировой авиации дозаправку в небе пилотируемого самолета от БПЛА. Роль заправщика сыграл перспективный аппарат MQ-25 Stingray.
«Во время тестового полета MQ-25 успешно выдвинул шланг <…> и благополучно перекачал топливо в самолет ВМС США F/A-18 Super Hornet, продемонстрировав способность MQ-25 Stingray к выполнению своей основной задачи по дозаправке в воздухе», — говорится в заявлении компании Boeing, построившей Stingray.
Ранее корпорация и Пентагон заключили соглашение на постройку и поставку Военно-морским силам США четырех первых заправочных БПЛА палубного базирования. Цена контракта — 805 миллионов долларов. Заказ должен быть выполнен к августу 2024 года. План предусматривает расширение программы до 13 миллиардов долларов с производством до 72 новых беспилотников.
Палубный заправщик — одна из потенциально революционных программ американских ВМС. Как заявил ранее вице-адмирал Майк Шумейкер, применение таких БПЛА позволит повысить боевой радиус истребителя F/A-18E/F Super Hornet авианосного авиакрыла с 830 до 1300 километров. Кроме того, использование для дозаправки беспилотных аппаратов снижает риски человеческих потерь.
Помимо Boeing, в конкурсе на создание палубного заправщика участвовали другие компании. О победе Boeing объявили в августе 2018-го.
Длина Boeing MQ-25 Stingray — 16 метров, размах крыла — 23 метра. БПЛА имеет один двигатель. Боевой радиус аппарата — 926 километров с полезной нагрузкой в 6800 килограммов. В его конструкции применили технологии снижения радиолокационной заметности: беспилотник получил V-образное хвостовое оперение, а также форму воздухозаборника, которая скрывает лопатки двигателя от радаров.
В прошлом году мы могли впервые видеть MQ-25, оснащенный подвесным агрегатом заправки, при помощи которого Stingray должен выполнять задачи, стоящие перед ним.
Вопросы взаимодействия пилотируемой и беспилотной авиации активно прорабатывают не только в США, но и, в частности, в России. Недавно стало известно, что один истребитель пятого поколения Су-57 сможет управлять четырьмя ударными аппаратами «Охотник».
Последний пока существует как прототип, в единственном экземпляре. Еще несколько аппаратов этого типа сейчас в стадии строительства.
Комментарии
Идея дозаправки в воздухе хороша только в мирное время и во время конфликтов с малоразвитым противником. В войне с КНР или РФ, если их командование ВВС не полные ослы, основные усилия будут направлены на уничтожение заправщиков, так как ликвидация каждого из них будет означать почти неизбежную потерю еще 2-3 уже боевых самолетов, которые не смогут дотянуть до своего авианосца...К тому же, каждый самолет-заправщик будет сокращать количество боевых единиц на авианосце...
Как будто заправщики будут выпускать без прикрытия.
Не сильно он их сократит.
MQ-25 Stingray имеет емкость танков 6800 кг, вместимость баков Super Hornet всего на несколько килограммов меньше. "Вот и считай", сколько Шершней сможет дозаправить в боевом вылете Скат?.. Штуки три-четыре, не больше... Соответственно, для выполнения массового налета число боевых единиц будет лимитироваться количеством заправщиков, а потому на авианосце их придется держать не меньше 1/5 от числа истребителей-бомбардировщиков.
Если же каждый заправщик будет прикрывать хотя бы один перехватчик, то ударный потенциал авианосца снизится почти вдвое...
Единственно рациональная схема боевого использования самолетов-заправщиков (2-3 на авианосец) -- обеспечение топливом ударных самолетов при их возвращении с массового вылета в режиме ожидания очереди на посадку в зоне противовоздушной обороны боевого охранения авианосной группы...
У авианосцев всё с точностью до наоборот- им заправщики максимально нужны именно при "большой войне". Когда необходимо поднять в воздух и, что ещё более сложно, посадить большие группы самолётов. Причём к авианосцу часть машин вернётся повреждёнными и с раненными лётчиками, что дополнительно увеличит время посадки. То есть без заправщиков придётся ограничить боекомплект самолётов, взлетающих первыми, а по возвращению значительная часть исправных самолётов будет вынуждена плюхаться на воду рядом с авианосцем из-за отсутствия топлива на посадку. Которая жрёт его весьма много- должен быть обеспечен заход на новый круг, если самолёт не смог зацепить ни один из тросов аэрофинишёра.
Уничтожать заправщики, прикрытые не только дежурящими в воздухе самолётами с авианосца, но и ракетными комплексами кораблей охранения- то ещё развлечение. Боюсь, доступное только после нанесения по АУГ массированного удара противокорабельными ракетами
Отсутствие самолётов- заправщиков тоже сокращает количество боевых единиц. Ведь в качестве заправщиков придётся использовать ударные самолёты. Соответственно это не только менее эффективно, но и увеличивает расход ресурса "ударников"- то есть это ещё и дороже.
Если бы у американцев были такие планы на Скатов, то их не заботила бы радиозаметность заправщиков... Хотя живописное описание возвращения израненных и беспомощных самолетов впечатляет!
Да будет вам известно, что для предотвращения таких трагических картин, а также для обеспечения перегона групп самолетов на дальние базы, на всех авианосцах США уже давно есть более простые пилотируемые самолеты-заправщики.
И вообще, там еще нужно отработать и гарантировать безопасную посадку этих автоматов на палубу...
Радионезаметность- наследие программы UCLASS. И не факт, что она всё ещё присутствуют, для заправщика требований к ней нет.
И ещё, да будет Вам известно, "более простых пилотируемых самолетов-заправщиков" на американских авианосцах нет уже 12 лет- с момента списания последних KS-3A. А их функции выполняют ударные F/A-18.
С этим и связана спешка, ввиду которой в заправщик перепиливают перспективный разведовательно-ударный дрон. Варианты "научить новым трюкам F-35", "создать заправщик на базе самолёта ДРЛО E-2D" и "вернуть в строй KS-3" сочли бесперспективными
Подвесной бак как-то плохо сочетается с требованием снижения ЭПР )) Скорей всего вы абсолютно правы и незаметность там чисто остаточная за счет обводов корпуса, да спрятанных сопел.
В малозаметности, насколько знаю, самое дорогое это покрытие. Потому от требований и отказались- это позволит довольно хорошо сэкономить, ибо заправщикам этого не нужно.
И тут есть такой маленький нюансик- не факт, что не будет обратного перепила. Я уверен, что разработчики-производители надеются на то, что эксплуатация этих дронов снимет значительную часть опасений военных по поводу тяжёлых БПЛА на авианосцах. И возможен возврат к какому-нибудь RAQ-25, по крайней мере в качестве разведударного, ибо следующий палубный "ударник" решили делать всё же пилотируемым
Ну вроде как американцы особо не скрывают, что вся эта затея с беспилотными самолетами-заправщиками была создана для того, что бы не платить зарплату (весьма высокую) пилотам этих самолетов. Посчитали, что беспилотники, даже с учетом НИОКР, обойдутся намного дешевле. Ну и ресурс "Хорнетов" заодно сбережется.
С позиции финансов они, пожалуй, правы. Лётчик палубной авиации потрясающе дорог. Не удивлюсь, что стоимость подготовки и содержания превышает стоимость его самолёта. Мало того, есть ещё временнЫе затраты, которые тоже велики. А если "большая война", как восполнять потери? Причём не обязательно из-за гибели, обычное катапультирование может вывести лётчика из категории "годен для палубной авиации". Готовить впрок- больно дорого. Вот именно потому военные чиновники именно для палубной авиации наметили приоритетное "обеспилочивание". но практики пока всеми силами упираются. В свою очередь чиновники пытаются вставить ногу в дверь, предлагая менять на БПЛА вспомогательные летательные аппараты (разведчики, заправщики и т.п) а так же применять в "ударниках" вариант "опционально управляемый" Дескать, "распробуют и смирятся"
ППКС, тоже самое хотел написать
И мы не лыком шиты -наш робот Федор в космос летал!
через сколько лет, после того, как аналогичных роботов туда свозили США и Европа?)
Да, ладно Валерий просто так "шутит", а вы и попались ))