Оружие и техника

Американцы построят самый большой самолет в мире

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

В последнее время ветряная энергетика переживает бум. По прогнозам европейских энергетических компаний, к 2025 году ветер сможет обеспечить около 10 процентов в мировой выработке электроэнергии. К 2050 году примерно 140 стран планируют полностью перейти на энергию, получаемую из возобновляемых источников, большую часть которой будет давать ветер. Хотя есть физические причины, по которым полный переход такого рода невозможен, совершенно ясно, что ветровая генерация как минимум в несколько раз превысит ее современный уровень.

В связи с этим разработчики энергетических проектов стремятся создавать мощные ветряные турбины, позволяющие минимизировать удельные капитальные затраты и стоимость единицы энергии. Например, в 2023 году у берегов Дании заработал самый большой и мощный в мире ветрогенератор Vestas V236-15 MW. Мощность установки — 15 мегаватт, а длина лопастей — 115,5 метра (самые длинные в мире лопасти на сегодня). В скором времени этот рекорд побьет китайский офшорный ветряк H260-18MW мощностью 18 мегаватт: длина его лопастей составит 128 метров каждая. 

Почему инженеры строят турбины с длинными лопастями? Такие установки покрывают большую площадь, улавливают больше ветра и производят больше электроэнергии.

Турбины с длинными и громоздкими лопастями обычно используют только в морских проектах, то есть не на суше, а в прибрежных зонах. Главная причина — транспортировка. Пока что перевозка таких компонентов возможна лишь с помощью специальных морских судов, наземная техника с этим не справится. 

Если бы ветрогенераторы с достаточно длинными лопастями можно было устанавливать на суше, это позволило бы производить на 20 процентов больше энергии по сравнению с современными наземными турбинами. Кроме того, они снизили бы затраты на электроэнергию на 35 процентов.

Семь лет назад американский энергетический стартап Radia, возглавляемый Марком Лундстромом (Mark Lundstrom), ученым-ракетчиком из Массачусетского технологического института, задумал построить транспортный самолет WindRunner, который смог бы перевозить огромные лопасти для наземных ветрогенераторов. 

WindRunner будет длиннее поля стадиона Уэмбли в Англии (его длина 105 метров) и на 32 метра длиннее Boeing 747-8 — самого длинного пассажирского самолета в мире / © RADIA INC

Все это время Лундстром держал проект в секрете. Вместе с командой инженеров он работал над улучшением конструкции, чтобы WindRunner не развалился на части при соприкосновении со взлетно-посадочной полосой. Ученый рассказал о своем самолете только сейчас, по завершении серии успешных испытаний. 

Длина WindRunner составит 108,5 метра, высота — 24 метра, размах крыла — 79,5 метра, грузоподъемность — 80 тонн. Грузовой лайнер сможет развить скорость до М=0,6 (число Маха). При таких габаритах самолету понадобится почти двухкилометровая взлетно-посадочная полоса.

Сравнение размеров WindRunner, Ан-124 и Boeing 747-400 / © RADIA INC

Для сравнения, эта машина будет длиннее поля стадиона Уэмбли в Англии (его длина — 105 метров) и на 32 метра длиннее Boeing 747-8 — самого длинного пассажирского самолета в мире. WindRunner сможет перевозить лопасти длиной от 45 до 91 метра и массой до 35 тонн. 

Команда Radia ожидает, что коммерческое производство самолета начнется к концу 2027 года. У компании уже есть первый клиент — частный производитель электроэнергии, который купил проект мощностью один гигаватт в штате Невада (США).

Лундстром объяснил, что главная задача WindRunner — ускорить рост ветроэнергетики. Однако габариты самолета позволяют найти ему и другое применение: например, в военной сфере — для перевозки тяжелой техники.

WindRunner сможет перевозить лопасти длиной от 45 до 91 метра и массой до 35 тонн / © RADIA INC

Отметим, что до февраля 2022 года самым большим самолетом в мире считался украинский АН-225 «Мрiя» («Мечта»). В 1980-е годы самолет в единственном экземпляре спроектировало и построило опытно-конструкторское бюро имени О. К. Антонова на Киевском механическом заводе. Изначально воздушное транспортное судно создавали для перевозки советского космического челнока «Буран» и ракетных ускорителей «Энергия», но после распада Советского Союза Ан-225 перешел в собственность Украины и ему довольно быстро нашли другое применение.

Длина АН-225 «Мрiя» составляла 84 метра, высота — почти 19 метров, размах крыла — 88,4 метра, грузоподъемность — 253 тонны. Разрушен во время конфликта на Украине.

Комментарии

  • Военные грузы он будет перебрасывать, а не лопасти ветряков.

  • В итоге дирижабль ДЦ-Н1, разрабатываемый инженерами РВО, будет иметь длину 270 к высоту оболочки 55 м и объем около 400 000 куб.м. Грузоподъемность летательного аппарата составит 200 т, скорость — до 170 км/ч. Дальность полета — 15 тыс. км. Аппарат оснащается 9 двигателями, четыре из которых будут установлены по бокам дирижабля симметрично относительно грузового отсека. Их можно будет поворачивать с таким расчетом, чтобы осуществить быстрое управление аппаратом на малой высоте и скорости. В хвостовой части разместят еще 4 двигателя, обдувающих Х-образное оперение, что также позволит увеличить маневренность. Наконец, в кормовой части разместят девятый двигатель, который можно будет использовать и как маршевый, и как подруливающий.
    Журнал Юный Техник, декабрь 2000

  • Комментарий удален пользователем или модератором...

    • Boris, к каждой ферме Илон Маск за большие баксы проведет Гиперлуп от ближайшего аэродрома.

  • Что значит конфликта? Вы не знаете кто ночью выступил по телеку с заявлением о начале?

  • Прямо хоть вопрос задавай: чем 3 длинные лопасти лучше, чем, например, 4 покороче, или 6 ещё покороче, и т.д.?

  • эти т.н. ветрогенераторы просто развод на деньги, так, как их себестоимость выше, чем стоимость выработанной ими электроэнергии.

    • Комментарий удален пользователем или модератором...

      • Boris, не правильно посчитали. Средний ветра 3.5 МВт, и надо умножить на число часов в году и на куим. 3.5 *8640 *0.30 - 9-10 ГВт *ч, ну 2 МВт пусть будет 7 ГВт*ч. Вообще на сайте renen слышал что ветряк с хорошим куим большой мощности окупается меньше чем за год, 10-11 месяцев

    • Valeri, ну они сейчас довольно не плохо работают. Основная проблема с ними - это нестабильная генерация мощности и спады необходимо как-то компенсировать. Но в некоторых сценариях их вполне можно использовать, например, в отдаленных районах для экономии подвозимого топлива.

      • Комментарий удален пользователем или модератором...

        • Boris, кроме ветряка необходимо строить электростанцию, которая будет компенсировать напряжение в сети на случаи отсутствия ветра

  • Думается, этот проджект постигнет та же участь, что и Гиперлуп.

    А Ан-225 не украинский, а советский. Украина ничего подобного сама ни спроектировать, ни построить не смогла бы никогда.

    • Alexander, в общем-то как и Россия и все бывшие страны СССР.

      • Яр, вот Россия сможет такое потянуть и мозгами и ресурсами. Ту-160 восстановили, Ангару создали. Проект грузового самолета на замену Ан-124 запустили.

    • Alexander, он спроектирован, изготовлен Украинцами

      • Волков, 🤦. Ну какими украинцами, самолёт разработан и изготовлен в советском союзе, это всесоюзное творение. Комплектующие для него производили по всему союзу. Да что говорить, просто возьми и прочитай статью на Википедии. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD-225

        • Марат, тему украинцами, предки которых вырыли Черное море :)

      • Волков, даже КБ Антонова - это не украинское КБ было изначально. Его перевели в УССР из Новосибирска. Задействованы в этом проекте были все мощности СССР. Современная Украина лишь нарисовала на нем две полоски - жовтую и блакитную :)

      • Волков, и да, украинцы пишется с маленькой буквы, как и все другие.

    • oldboy, илону маску тоже рогозин такое говорил )

      • Павел, иии? я смотрю как корабли Маска бороздят космическое пространство. Летают прям туда-сюда. Взлет-посадка. Да?.О чем вы говорите ? Вы посмотрите открытую часть доклада Конгресса о состоянии готовности флота США и авиации. По флоту 37%, по авиации МЕНЕЕ 1%. И это только открытая часть. Где там Зумволт? А они закрыли программу..., На днях заявили об остановке финансирования строительства новых ПЛАРБ до 2040. Они на пике не смогли создать что то подобное в тяжелой авиации подобное СССР, а сейчас создадут. Ага, вот поколдуют и создадут. Веруте в волшебные эльфийские технологии, ну веруйте дальше. Я вам, что доктор что ли?

      • Павел, и кстати , что там с Боингом? А ну да, свидетель на днях самоубился, путем произведения выстрела в затылок.

  • Очередные сказки. Ничего они не строят, только шумят