Нейробиологи из Роттердамского университета Эразма обнаружили специфическую реакцию головного мозга в ответ на приготовление к эстетическому опыту. Результаты исследования представлены в журнале Brain and Cognition.
В основу работы легла теория Иммануила Канта о рефлектирующей способности суждения. По Канту, последняя подразделяется на телеологическую — как реализацию принципа целесообразности при рассмотрении материальной природы — и эстетическую. Эстетическая способность проявляется, в частности, в суждениях вкуса. При этом эстетическое от просто приятного отличают незаинтересованность и связь не с самим предметом, но с представлением о нем. Эти положения были изложены философом в книге «Критика способности суждения» в 1790 году.
В рамках эксперимента ученые провели две серии испытаний с 24 студентами. На первом этапе участники оценивали серию изображений по критерию эмоциональной привлекательности. Также испытуемые должны были определить, является ли изображение произведением искусства (живописи), постановочной фотографией, документальной фотографией или результатом цифровой визуализации. Электрическая активность головного мозга студентов при этом регистрировалась с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).
На втором этапе в процедуру было включено новое условие: перед предъявлением стимула участникам сообщалось, изображение какого характера они увидят. Среди них были фотографии реальных событий, постановочные снимки, картины, сцены из художественных и документальных фильмов. Одновременно авторы анализировали эмоциональный отклик испытуемых на основании позднего положительного потенциала (LPP). Показатель характеризовал уровень электрической активности мозга в период с 0,6 до 0,9 секунды после демонстрации.
Результаты показали, что амплитуда LPP значительно возрастала в случае восприятия документальных снимков и была ниже, когда участникам демонстрировались произведения искусства. Кроме того, последние оценивались как более привлекательные. По словам соавтора работы Ноя ван Донгена, полученные выводы могут свидетельствовать о том, что контекст оказывает на физиологическую основу восприятия более непредсказуемое и, вероятно, значительное влияние, чем предполагалось ранее.
«Когда мы считаем, что имеем дело с нереальностью, наш эмоциональный отклик на нейронном уровне становится приглушенным. Возможно, это связано с попыткой дистанцироваться от содержания изображения в пользу тщательного анализа формы, цвета и композиции. Работа также позволяет назвать не лишенным смысла кантиантское учение о необходимости отстраниться от произведения искусства для его адекватной оценки. Не исключено, что искусство и в дальнейшем будет способствовать открытиям в области нейронаук», — сообщил ученый.