Рубрика Наука

Искусство помогло детям справиться со стрессом бедности

Американские ученые пришли к выводу, что занятия искусством снижают стресс у детей из малообеспеченных семей. Результаты работы представлены в журнале Child Development.

Известно, что уровень стресса связан в том числе с социально-экономическим статусом. Наиболее выраженной эта связь является у детей: так, прошлые работы показали, что несовершеннолетние из малообеспеченных семей имеют более высокие уровни кортизола («гормона стресса»), чем их сверстники. В то же время занятия искусством развивают в человеке самоконтроль и могут снижать уровень кортизола, хотя этот эффект является специфическим (например, он наблюдается при игре на фортепиано, тогда как африканские танцы кортизол повышают).

 

Чтобы проверить эффект от занятий искусством на детях из малообеспеченных семей, ученые из Университета Вест Честер и Делавэрского университета провели эксперимент. Участие в нем приняли 310 детей со средним возрастом четыре года и низким социально-экономическим статусом. Испытуемые были разделены на пять групп, каждая из которых с 2008 по 2012 годы посещала занятия по танцам, рисованию, музыке, а также классические уроки в «домашней комнате». Одновременно у них измерялся уровень кортизола — ежедневный и долгосрочный.

 

Результаты показали, что наиболее низкими уровни гормона были утром (примерно с 8 до 10 часов) и после занятий искусством, но в течение дня и после «обычных» уроков постепенно возрастали. Тенденция к общему снижению кортизола наблюдалась к середине и концу учебного года. Причем если в самом начале кортизол был высоким ранним утром и увеличивался к вечеру, ко времени завершения эксперимента он снижался утром и затем оставался относительно стабильным. На первом этапе исследования снижения гормона не наблюдалось.

 

По словам ученых, такой эффект справедлив для всех рассмотренных видов искусств. Это соответствует предыдущим исследованиям, в которых снижение кортизола наблюдалось, например, после занятий лепкой и каллиграфией. Вместе с тем авторы указывают, что к полученным результатам следует отнестись с осторожностью, поскольку эффекты от занятий могут быть связаны также с временами года или другими факторами. В частности, они установили, что эффекты будут более явными, если ребенок легко адаптируется к новым условиям.